Это было 25 апреля 1945 года.
Шел 1404-й день войны. В 13 часов 30 минут около немецкого города Торгау, в ста километрах южнее Берлина,
состоялась встреча на Эльбе советских и американских солдат. К тому времени сюда подошли передовые
подразделения 58-й гвардейской стрелковой дивизии
5-й гвардейской армии I Украинского фронта.
А с запада — 69-я пехотная дивизия 1-й армии США.
В Москве это историческое событие ознаменовали
салютом в 24 залпа из 324 орудий. Торжества прошли
и в Соединенных Штатах Америки.
Линию, по которой должны были встретиться на немецкой территории Красная Армия и войска союзников по антигитлеровской коалиции, определили на Ялтинской конференции в феврале 1945 года руководители СССР, США и Англии — Сталин, Рузвельт и Черчилль.
На Эльбу американские войска вышли 12 апреля и стояли в ожидании русских.
Надо сказать, что немцы на западном фронте уступали почти без боев. А вот Красной Армии с востока приходилось продвигаться вперед с ожесточенными боями и огромными потерями. И всё равно она громила гитлеровцев.
Ко встрече войск союзников на Эльбе готовились. 19 апреля 1945 года советские войска получили директиву Ставки Верховного Главнокомандования о знаках и сигналах для опознания при встрече наших войск и американо-английских. Также была издана директива с правилами для военнослужащих Красной Армии. В них говорилось, что необходимо «иметь опрятный вид», «относиться к союзникам приветливо», «никаких сведений о наших планах и боевых задачах наших войск никому не сообщать», «инициативу в организации дружеских встреч на себя не брать».
Вслед к Эльбе вышли и другие соединения Красной Армии. 3 мая юго-восточнее г. Виттенберга войска I Белорусского фронта установили связь с американскими формированиями. Войска II Белорусского фронта вышли на побережье Балтийского моря и установили связь с английскими войсками на линии Висмар — Шверин — река Эльба. 7 мая войска I Белорусского фронта вышли к Эльбе севернее и юго-восточнее г. Магдебурга.
Встреча с союзниками на Эльбе, предварявшая майские события, день капитуляции Германии, День Великой Победы, была радостной. Об этом рассказывали воины Красной Армии, ставшие ее участниками, в том числе и наши земляки. Вот, например, как в мирное время вспоминал о ней житель агрогородка Лань Захар Павлович Петрачков, воевавший в истребительном противотанковом батальоне:
— На реке Эльбе наше подразделение встретилось
с союзниками. Радости не было предела.
Мы обнимались, обменивались нехитрыми солдатскими сувенирами.
Запомнилась встреча на Эльбе и артиллерийскому разведчику Вячеславу Степановичу Сержану из Нового Снова, и командиру противотанкового орудия Александру Алексеевичу Дьяченко, уроженцу Крыма, жителю Снова. В боях на этой реке громили врага и встретили там День Победы уроженец деревни Альбянка стрелок Станислав Викентьевич Прушинский и артиллерист Казимир Ипполитович Володько из Бояр. Дошли до Эльбы красноармейцы водитель Константин Лукич Ровба, уроженец деревни Кирковщина, минометчик Станислав Петрович Радюк из Старой Свитязи, пулеметчик Константин Константинович Жук из Чанович. А также военнослужащие польской армии разведчик Павел Адамович Ванагель из Андрушей и минометчик Станислав Антонович Шумовский из Дубеек…
Встреча на Эльбе — это один из эпизодов Великой Отечественной войны. Один из ее 1418 дней, взорванных минами и снарядами, разрушенных бомбами, исковерканных гусеничными танками и вражескими штыками. Надежда в далеком 1945-м на приближающуюся победу над врагом. Ожидание возвращения на родину, к мирному труду. Они вернулись, чтобы строить новую жизнь.
P.S. Но невдомек было рядовым солдатам войны, что на западе политическое руководство уже обдумывает противостояние с СССР, строит планы третьей мировой, что английский премьер Черчилль готов вступить в союз с недобитыми нацистами и вместе с ними повернуть оружие против Советского Союза, против коммунистического строительства.
Не могли наши отцы и деды даже в мыслях допустить, что придет время — и нацизм опять поднимет голову, будет угрожать нашей безопасности, опять у наших границ враждебно забряцает чужое оружие.
Слышала во время дебатов экспертов по ТВ вот такой политический анекдот. Когда в 1945-м Красная Армия взяла Берлин, Маршал Жуков предложил Верховному Главнокомандующему Сталину, что надо идти до Ла-Манша. Может, и прав был Георгий Константинович?
Тамара ПРАЛЬ-ГУЛЬ,
заслуженный
журналист Белорусского союза журналистов.
Фото из открытых
источников.