В минувшую субботу
на мемориале, посвященном Городейскому гетто, прошел митинг-реквием в память
о Хатынской трагедии.
Этот мартовский день 1943 года навсегда вписан в историю Беларуси как день скорби. 22 марта в каждом городе нашей страны прошли митинги в память о тех, кто пал жертвой бесчеловечной фашистской идеологии.
— Наша страна имеет богатую историю, Беларусь пережила многое, — обратилась к присутствующим председатель Несвижского районного Совета депутатов Светлана Антончик.
— И, конечно, самая страшная страница летописи любой страны — это война. Трагедия Хатыни — самая страшная страница гитлеровского геноцида в годы Великой Отечественной войны. Самые большие потери понес белорусский народ в годы оккупации. Вдумайтесь в эти цифры: более 600 деревень были сожжены дотла вместе с жителями, 216 из них не возродились из пепла. В такой же мартовский день 82 года назад немецкие каратели ворвались в Хатынь, согнали мирных жителей в сарай и заживо сожгли. погибли 149 человек, и 75 из них — дети. А ведь они тоже хотели жить! Они хотели радоваться солнышку, хотели учиться, хотели обнимать своих родителей… Самое ценное на земле — это человеческая жизнь, но она может оборваться мгновенно. И подтверждение тому — трагедия в Хатыни. К сожалению, это тоже страница нашей истории. Хочется верить, что семена вражды и ненависти никогда не взойдут на нашей земле. А для этого мы должны помнить свою историю и чтить память о всех погибших, которые подарили нам мирное небо и возможность жить на этой земле.
Долг современников — сохранить память о погибших, сберечь и укрепить единство нашего народа.
— У преступлений нацистов нет срока давности, — подчеркнул прокурор Несвижского района Виталий Голубович. — Мы прекрасно знаем, чем заканчиваются проявления фашизма. Примеров тому масса, и наша страна не исключение. Прошло 82 года с момента Хатынской трагедии. 149 человек были сожжены, и сложно представить, какой страх и ужас испытали эти люди, оказавшись в огненной ловушке. Фашизм и терроризм — практически единые понятия. Так случилось, что 22 марта прошлого года в Крокус Сити (Московская область) произошла трагедия: 145 человек стали жертвами теракта. И это очень страшно. Сегодня мы должны сплотиться и быть патриотами, ведь будущее зависит только от нас.
Место проведения митинга-реквиема было выбрано не случайно: в годы Великой Отечественной войны здесь располагалось Городейское гетто. Здесь было уничтожено 1137 мирных жителей-евреев. Земля, политая кровью безвинно погибших, стала местом скорби и памяти для жителей Несвижчины.
16 июля 1942 г. в это местечко прибыл отряд из 50 служащих немецкой полиции безопасности и литовских полицейских.
На следующий день после того, как гетто оцепили, по свидетельству Елены Беженцевой, узникам приказали срочно собраться на площади. Некоторые попытались спрятаться. Белорусские полицейские ходили по домам и насильно выталкивали всех к месту сбора. Затем приехали немцы, евреев положили на землю лицом вниз. Кто пытался подняться или протестовать, расстреливали, детей забивали палками. Потом по людям на земле пустили автомашины. Тех, кто уцелел после страшной казни, посадили в грузовики и повезли на окраину Городеи, где расстреляли. Местные жители вспоминали, что звуки выстрелов и пулеметной стрельбы раздавались на протяжении четырех часов. Земля в этом месте еще несколько дней шевелилась. В тот день погибло не менее тысячи человек. До сих пор было известно, что изо «рва смерти» удалось спастись Русе Зайчик и еще нескольким узникам.
Из протокола допроса уроженки и жительницы ст. Городей Герни Цурко, 1888 года рождения:
«В 1942 году в июне месяце под руководством немецкой жандармерии г. Несвиж, фамилии которых я не знаю, был издан приказ для еврейского населения собраться на базарной площади. На сбор должны были явиться все взрослые, после чего немецкие карательные отряды и полиция окружили площадь и всех положили на землю лицом вниз, после чего взрослую молодежь отобрали и увезли на автомашинах к кладбищу, где ранее была заготовлена большая яма, а остальных под конвоем вели пеша, кто не мог идти, расстреливали на месте. Когда привели к яме, раздели всех и живьем загоняли в яму и подряд ложили, в том числе и я лежала в яме. После стрельб по нам я осталась жива, правда, залило меня кровью лежащих убитых и, когда все немцы и полиция ушли остальных собирать, я в это время вылезла из ямы и ушла в лес. Всего было расстреляно около 1500 человек евреев. Вещи и ценности убитых немцы забирали и увозили в Германию, а часть оставили для себя и полиции. Из числа расстрелянных знаю следующие семьи: Мика…(фамилия неразборчива) Иосиф — 15 чел.; Мика…(фамилия неразборчива) Авдель — из 9 чел.; Мика…(фамилия неразборчива) Ицка — из 7 человек; Цурков Вольф — из 7 чел.; Цурков Абрам — из 6 чел.; Граль (?) — из 9 чел.; Лесинский Цыпа — из 8 чел. и много других. В 1942 году на базарной площади немцы повесили партизана, фамилии которого я не знаю. Труп 5 дней висел…».
Корреспонденту «НН» прокурор района Виталий Голубович рассказал, что расследование уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы Великой отечественной войны и послевоенный период продолжается и уже есть определенные результаты.
В марте 2024 года Верховным судом Республики Беларусь постановлен обвинительный приговор в отношении нацистского карателя Катрюка, который участвовал в преступной деятельности 118-го батальона охранной полиции, в том числе в уничтожении жителей деревни Хатынь.
На счету данного батальона свыше 120 тыс. убитых советских граждан, только в Минской и Могилевской областях этими карателям было сожжено вместе с людьми более 150 населенных пунктов. При уничтожении жителей деревни Хатынь Катрюк стоял в оцеплении и стрелял в людей, которые пытались выбраться из горящего сарая.
Катрюк признан виновным в совершении геноцида в отношении белорусского народа, т.е. в совершении преступления, предусмотренного ст.127 УК Республики Беларусь. В связи со смертью обвиняемого приговор постановлен без назначения наказания.
Верховным судом в декабре 2024 года осужден К. Смовский, вступивший осенью 1941 года в Организацию украинских националистов «Буковинский курень», которая вошла в состав того же 118-го батальона охранной полиции, а после и возглавил его. Под его командованием на территории БССР были проведены карательные операции, отличавшиеся особой жестокостью. Им были организованы массовые убийства партизан, мирных жителей, среди которых были заведомо малолетние, беспомощные и престарелые.
Ирина ЕФИШОВА.