В минувший четверг во всех школах страны прошел единый урок Памяти, посвященный
трагедии в деревне Хатынь — одному из самых печальных и символичных событий Великой Отечественной войны. Содержание урока
было направлено на расширение знаний учащихся о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, воспитание уважительного отношения к истории белорусского народа, формирование исторической памяти учащихся.
На уроке ребята вели разговор о символе геноцида, трагедии нашего народа во время Великой Отечественной войны — о Хатыни, страшную историю которой забывать нельзя. Лейтмотивом урока был призыв помнить свою историю, беречь мир и счастье своей страны.
В истории белорусского народа есть события, которые оставили неизгладимый след в памяти многих поколений. Историческая память о таких событиях передается и будет передаваться из поколения в поколение. Одно из них — трагедия в деревне Хатынь.
За свою многовековую историю Беларусь неоднократно становилась ареной кровопролитных войн. Каждая из них оставляла после себя смерть и разрушения. Самые большие потери белорусский народ понес в годы Великой Отечественной войны. В 1940 году был разработан генеральный план «ост», одной из главных целей которого был захват «жизненного пространства», необходимого для процветания третьего рейха, его колонизации и освобождения от «излишнего» коренного населения. Страшная судьба была уготовлена белорусскому народу.
И никто не задумался, сколько горя принесет этот план. Маленькой частью этой крупной операции стала трагедия Хатыни — белорусской деревни, которой сегодня нет на карте.
В 1943 году в Беларуси, а также в Псковской области немецким командованием проводилась антипартизанская операция под названием «Зимнее волшебство» — в рамках которой, по-видимому, и была уничтожена деревня Хатынь.
21 марта 1943 года в Хатыни заночевали партизаны из партизанской бригады «Дяди Васи» (Василия Воронянского).
Наутро 22 марта они ушли. Одновременно им навстречу выехала легковая автомашина в сопровождении двух грузовиков с карателями из 118-го батальона.
В автомашине ехал шеф-командир первой роты капитан полиции Ханс Вёльке, направлявшийся на аэродром в Минске. По пути колонна натолкнулась на женщин из деревни Козыри, работавших на лесозаготовке. На заданный им вопрос о наличии поблизости партизан женщины ответили, что никого не видели. Колонна двинулась дальше, но, не проехав и 300 м, попала в партизанскую засаду, устроенную отрядом «Мститель» бригады «Дяди Васи». В перестрелке каратели потеряли трех человек, включая Ханса Вёльке. Командир взвода карателей Василий Мелешко заподозрил женщин в пособничестве партизанам и, вызвав подкрепление из батальона «Дирлевангер», вернулся к месту, где женщины рубили лес. По его приказу 26 женщин были расстреляны.
Гитлеровцы были взбешены гибелью Ганса Вёльке, который в 1936 году стал чемпионом Олимпийских игр в толкании ядра и был лично знаком с Гитлером. Они стали прочесывать лес в поисках партизан и во второй половине дня 22 марта 1943 года окружили деревню Хатынь.
Жители деревни ничего не знали об утреннем инциденте, в ответ на который был применен принцип общего коллективного наказания, нарушающий все правила и обычаи ведения войны.
По приказу Эриха Кернера и под непосредственным руководством Васюры, полицейские согнали всё население Хатыни в колхозный сарай и заперли в нем. Сарай обложили соломой, облили бензином, подожгли его.
Деревянная постройка быстро загорелась. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулеметов, автоматов и винтовок.
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришел в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
Из протокола допроса Иосифа Каминского: «… Когда я пришел в гумно, то там уже были человек 10 граждан, в том числе моя семья… Людей продолжали сгонять в это гумно, и оно через непродолжительное время было заполнено так, что даже нельзя было поднять руку. Размер гумна 12х6, в него загнали человек сто семь моих односельчан, среди них много маленьких детей и даже младенцев, а остальные — в основном женщины, старики …».
В нашей истории есть страницы, о которых больно вспоминать. Но помнить нужно обязательно, сквозь боль и слезы. Пока мы помним, живы те, кто пролил кровь за наше будущее, за белорусское синее небо… Единый урок способствовал расширению памяти учащихся о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и формированию исторической памяти учащихся.
Ирина ЕФИШОВА.
Фото Оксаны ГРОХ.