Изгнав фашистов со своей территории, советские
солдаты и офицеры
освобождали от гитлеровского нацистского ига народы Европы.
31 августа 1944 года была освобождена столица Румынии — город Бухарест, 15 сентября — болгарская София, 20 октября — югославский Белград. Начало 1945-го ознаменовалось освобождением польской Варшавы — 17 января. 13 февраля наши войска взяли венгерский Будапешт, 4 апреля —
словацкую Братиславу,
13 апреля — австрийскую Вену, 9 мая — чешскую Прагу. Простые жители стран Европы, настрадавшиеся от «коричневой
чумы», радостно встречали своих освободителей.
Как это было, позже, в мирное время, рассказывал директор Несвижской очно-заочной школы Кузьма Павлович Нестеров: «Мне пришлось освобождать польские и румынские земли. «Свобода!», «Пришла свобода!» — слышалось везде. Нас встречали, как дорогих гостей. Люди триумфовали. В знак признания заслуг Красной Армии многие участники Великой Отечественной войны были награждены боевыми орденами и медалями тех стран, которые они освобождали. И я был награжден польским орденом «Золотой Крест Заслуги». Возле памятников советским солдатам, которые отдали жизнь за свободу народов Европы, всегда лежат живые цветы»…
На своем пути на запад воинам Красной Армии пришлась увидеть жуткие свидетельства антигуманизма, античеловечности — концлагеря, созданные Гитлером для умертвления людей. Это были: в Польше — Освенцим, где погибли до 4 млн человек, Майданек (погибли 1,5 млн человек), Собибор (по разным данным, в нем погибли от 250 тысяч до 2 млн человек), Треблинка (800 тысяч); в Австрии — Маутхаузен (126 тыс. человек); в Германии — Заксенхаузен (погибли свыше 100 тыс. человек), Равенсбрюк (93 тыс. человек), Дахау (70 тысяч), Бухенвальд (56 тысяч); в Чехии — конц- лагерь Терезинштадт. И это ведь не весь перечень… Освобождали красноармейцы узников Саласпилса в Латвии, где было замучено100 тысяч человек, узников Дарницы в Украине — там погибли 68 тысяч человек. Привожу эти две тогдашние республики СССР, потому что их нынешние власти, в отличие от Беларуси, напрочь отвергают советскую идеологию, освободительную роль Красной Армии, переписывают историю, поощряют фашистскую символику и марши неонацистов. Ничего святого.
Лагеря были настоящими фабриками смерти, местом страшных злодеяний, расизма гитлеровской идеологии. В них умирали сотни тысяч жителей разных стран. Чтобы дать свободу живым, шли в бой с врагами воины Красной Армии, ценой собственной жизни оплачивая каждый метр освобожденной земли чужих государств.
Но сегодня западная пропаганда не просто замалчивает великий подвиг советского солдата, она перевернула, переврала историю и назвала наших воинов оккупантами. Потомки фашистов своими грязными руками коснулись самого святого для белорусов — трагедии и подвига в Великую Отечественную войну. Уравняли коммунизм и фашизм, Сталина и Гитлера, их идеологии. Уверили своих граждан, что в той войне победили американцы. (О соотношении сил и потерь на советско-германском фронте и западном фронте я писала в «НН» за 11 мая 2024 г. Можно вспомнить хотя бы один факт: наши разгромили 607 дивизий врага, а страны западной демократии на всех фронтах — не более 176 дивизий).
Стоит отметить, что били фашистов на своей земле и национальные формирования, перешедшие на сторону Красной Армии. В составе ІІ Украинского фронта — 1-я румынская добровольческая дивизия. В Венгрии — Будайский добровольческий полк. В составе І Белорусского фронта воевали солдаты Войска Польского, IV Украинского фронта — солдаты 1-го Чехословацкого армейского корпуса. Балатонскую операцию войска IІІ Украинского фронта проводили с участием 1-й болгарской и 3-й югославской армий. Уничтожение немецкого нацизма стало задачей представителей разных народов, и они начали делать это вместе.
В отличие от союзников, которые вели ковровые бомбардировки (все знают, как безжалостно американцы уничтожили красивейший Дрезден), красноармейцы старались сохранить архитектурные и исторические ценности. И древний польский Краков не бомбили, освобождали на земле. И в городе Ченстохова спасли святыню католического мира чудотворную икону Божией Матери Ченстоховской, которую называют сердцем Польши. Эсэсовцы заминировали церковь Ясногорского монастыря, где находилась это икона, и планировали взорвать, когда в город войдут советские войска, чтобы обвинить их в таком злодеянии. Икона древняя — в Ясную Гору она попала в 1352 году из Иерусалима — и почитаема, ее утеря обернулась бы конфликтом. Но советский сапер разминировал взрывные устройства. Из-под алтаря было вынуто 36 авиационных бомб.
А сколько других примеров мужества и самопожертвования наших солдат и офицеров можно привести! И амбразуры вражеские грудью закрывали, повторяя подвиг Александра Матросова, и на воздушные тараны шли, как Николай Гастелло, и огонь советской артиллерии на себя вызывали, только чтобы отстоять отвоеванный у противника плацдарм. И это всё было уже далеко от родной земли.
И не только на фронтах, в военных действиях проявлялись лучшие черты характера советских людей. Они помогали жителям освобожденных стран наладить нормальную жизнь, хотя сами еще жили в землянках, в голоде и холоде, получали похоронки на своих родных, погибших за сотни километров западнее границы СССР. Например, Польша окончательно была освобождена от фашистских оккупантов 31 марта 1945 года, когда войска І Украинского фронта овладели городом Ратибор. А Совнарком СССР уже 17 февраля принял постановление об оказании помощи в восстановлении Варшавы. 20 февраля Государственный комитет обороны СССР принял постановление о военных трофеях в Польше. Польским властям передавались все промышленные объекты с оборудованием и сырьем. И в феврале же из Белорусской ССР в Варшаву пошли первые эшелоны с хлебом. Жители Витебска, Гродно, Барановичей, Бобруйска, других населенных пунк- тов республики отправили в польскую столицу 300 тысяч пудов зерна, чтобы братский народ не голодал. Хотя белорусы еще сами не жили в достатке: республика за годы оккупации потерпела ущерб в 2,3 трлн долларов. 21 апреля 1945-го был заключен советско-польский Договор о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве. Чтобы мирно жить и созидать.
Советские солдаты всегда и во всём помогали местным жителям, в т. ч. и во время дислокации ограниченного контингента в европейских странах после войны. В советское время в нашей «районке» о таком сотрудничестве рассказывала заметка полковника Згибнева. Во время работы венгерских строителей в Будапеште стотонный экскаватор упал в карьер, залитый водой. Венгры обратились за помощью к советскому командованию. Сложной техникой, приспособлениями наши танкисты, водолазы, механики-водители вытащили экскаватор. Местные работники сердечно благодарили их.
В ГДР в сельхозкооперативе имени Эрнста Тельмана во время паводка обрушился мост. Деревня оказалась отрезана от внешнего мира. И здесь помогли советские воины. На возведении моста дружно работали русские и украинцы, белорусы и узбеки, армяне и казахи. На наш интернационализм немцы обратили особое внимание. Они говорили: «Вот почему советским людям всё удается: у них единение во всём — ни огнем не разъединишь, ни водой не разольешь». Построенный советскими саперами мост крестьяне назвали мостом Дружбы.
И еще один пример. В одну из наших частей, расквартированных в Чехословакии, пришла 70-летняя местная жительница. Во время войны она помогала советскому партизанскому отряду, действовавшему в окрестных лесах. Женщина принесла яблоки со своего сада, ватрушки домашней выпечки — угощение для советских солдат. И попросила командира определить ей «двух сыновей». Сказала: «Пусть, пока они далеко от своих мам, приходят ко мне, как к матери. Буду всегда им рада». Все праздники, семейные торжества два советских солдатика отмечали вместе с этой бабушкой, как родные.
Разве это — оккупация?
Наши воины шли в Европу освободителями. Чтобы народы ее стран вздохнули свободно, чтобы никогда люди не умирали под бомбами и снарядами, не возродились фашистские концлагеря. Чтобы красиво и вдохновенно звучали венские вальсы, а волны Дуная и Одера были чистыми и прозрачными, а не окрашенными кровью… Только потомки недобитых нацистов могут назвать советского солдата оккупантом.
Сегодня в Старом Свете более 160 военных баз НАТО. И это, скажут они, не оккупация. Это — «другое». Потому что у нас с ними противоположные взгляды на миропорядок.
Более того. Когда в Беларуси в последнее время во весь голос заговорили о геноциде нашего народа в годы войны, когда поисковики находят всё новые и новые тому доказательства, еврочиновники, их исследователи-историки опустились до такого гнусного заявления, будто мы «выдумали Хатынь». Они делают всё, чтобы унизить достоинство, умалить роль советского человека-победителя, стереть его мужественный образ со страниц истории вместе с правдой о зверствах фашистов. Прискорбно, что в год празднования 80-летия Великой Победы приходится констатировать такое. Но говорить надо. Чтобы Победу у нас никто не отнял, чтобы все знали и о мужестве советского народа, и о его глубокой человечности.
Тамара ПРАЛЬ-ГУЛЬ.