В минувший вторник
в Несвижском райисполкоме состоялось инструктивное совещание к единому
дню информирования
населения Минской области
в режиме видеоконференции.
Основной
закон государства
Тема первого доклада — «Конституция Республики Беларусь — правовой фундамент единства и процветания белорусского народа».
Чуть более трех десятилетий назад Основной Закон Республики Беларусь установил конституционные основы белорусского государства и общества, определив вектор политического, экономического и социального развития нашей молодой суверенной страны. Так начался отсчет нового историчес- кого этапа современной Беларуси.
Наряду с этим, выступая связующей нитью между прошлым и будущим, Конституция олицетворяет непрерывность истории белорусского народа, вбирает в себя многовековой опыт развития правовых традиций и государственного строительства на нашей земле. «Пусть Беларусь и молодое государство, но белорусы — абсолютно зрелая нация. Оспорить этот статус невозможно. Как и то, что наша Конституция воплощает в себе достижения многих эпох», — особо подчерк- нул Президент Республики Беларусь 15 марта 2024 г. на встрече, приуроченной к 30-летию Конституции Беларуси.
Эффективность Конституции, действующей с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах, доказывает современная благополучная жизнь в суверенной стране.
15 марта 1994 г. стало одной из ключевых дат в истории суверенной Беларуси. В этот день была принята Конституция, которая впервые в истории белорусской государственности закрепила статус республики как унитарного демократического социального правового государства, установила принципы демократического строя, приоритет прав и свобод человека.
Кроме того, Конституцией впервые в истории страны в системе высших органов государственной власти был введен институт президентства. В том же году состоялись первые выборы Главы государства. С этого момента началась история независимой Беларуси, какой мы ее знаем сегодня: по-настоящему суверенного государства с самостоятельной внешней и внутренней политикой.
Таким образом, этот документ заложил прочный правовой фундамент независимости, реализовал стремление белорусского народа быть полноправным хозяином на родной земле.
При этом за десятилетия основной Закон пережил не одно изменение, каждый раз становясь зеркалом эпохи.
К вопросу
о противодействии
коррупции
Второй вопрос повестки совещания — «О принимаемых мерах по противодействию коррупции в Минской области».
Борьба с коррупцией является приоритетом политики нашего государства. Минимизация уровня коррупции, согласно Концепции национальной безопасности — один из основных национальных интересов Республики Беларусь. Общественная опасность коррупции чрезвычайно велика. Она оказывает исключительно вредное влияние на экономику, политику, подрывает эффективность всех видов правительственных решений и программ, наносит ущерб состоянию морали в обществе.
Глава государства занимает принципиальную позицию в вопросах противодействия коррупции во всех сферах общественных отношений, считая, что борьба с ней на всех уровнях должна вестись решительно и бескомпромиссно.
Принимаемые правоохранительными органами в указанном направлении меры сосредоточены на выявлении, пресечении и предупреждении коррупционных преступлений и правонарушений. В 2024 г. в регионе учтено 179 коррупционных преступлений. К уголовной ответственности привлечено 161 коррумпированное должностное лицо.
Основное количество в структуре коррупционных преступлений составляют уголовно наказуемые деяния, предусмотренные ст.430 УК (получение взятки), ст.431 УК (дача взятки) и ст.210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), выявленные в сферах сельского хозяйства и продовольствия, промышленности и других. Одной из наиболее подверженных коррупционным рискам сфер по-прежнему остается сфера закупок товаров (работ, услуг).
В числе совершаемых преступлений преобладают действия, направленные на лоббирование интересов конкретных поставщиков, получение взяток за благоприятное решение различных вопросов при осуществлении экономической деятельности, оказание иного покровительства коммерческим структурам. По сведениям оперативной статистики, по итогам прошлого года в области отмечено незначительное — с 207 до 210 — увеличение числа зарегистрированных коррупционных преступлений.
Итоги надзорной деятельности по выявлению и пресечению нарушений антикоррупционного законодательства свидетельствуют о том, что последние наиболее часто встречаются в сферах исполнения законодательства о закупках, о декларировании доходов и имущества, соблюдения государственными должностными лицами порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, а также установленных в отношении них ограничений. Также органами прокуратуры в 2024 г. проведен анализ исполнения государственными органами и иными организациями требований Закона и Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 №5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» при назначении на руководящие должности лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, за период с 2019 г. — 8 мес. 2024 г.
По результатам надзорных мероприятий повсеместно установлены факты несогласования с председателями рай(гор)исполкомов назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности, невыполнения положений законодательства при направлении документов в местные исполнительные органы. По составленным прокурорами протоколам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 24.59 КоАП, к ответственности привлечено 7 юридических лиц, от имени или в интересах которых передавались материальные ценности либо предоставлялись выгоды имущественного характера.
После проведения мероприятия прокурор района Виталий Голубович рассказал корреспонденту «НН»:
— Никто не должен забывать страшные страницы истории белорусского народа, которому пришлось бороться за свою жизнь с немецко-фашист- скими захватчиками. Согласно архивным документам, за период оккупации Несвижского района с 1941 по 1942 год было расстреляно, замучено более 10 тысяч мирных людей, из них более 1 тысячи детей. Угнано в Германию на принудительные работы 2200 человек.
Хранить память о погибших в Великой Отечественной войне и подвиге советских солдат, отдавших свои жизни ради Победы, — святая обязанность каждого гражданина нашей страны. В Основном Законе Республики Беларусь — Конституции Республики Беларусь — закреп- лено, что государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
Ирина ЕФИШОВА.