Проходя по дороге жизни,
каждый из нас иногда останавливается
для того, чтобы подвести определенные итоги, наметить новые цели, достижению которых будут посвящены многие дальнейшие шаги.
У каждого свои цели и стремления,
свои задачи и перспективные планы.
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член постоянной Комиссии
по образованию, культуре и науке
Елена Клишевич начала свой профессиональный
путь школьным учителем. И вся ее педагогическая
управленческая, а сейчас и депутатская
деятельность направлена на развитие
нашего региона, нашей страны.
— Елена Владимировна, сейчас вы депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, но ваша профессиональная деятельность начиналась с педагогики. Почему Вы стали учителем?
— Каждый человек, избравший для себя профессию учителя, был вдохновлен примером собственного наставника. Таковым для меня стала Клавдия Денисовна Лосева, учитель русского языка и литературы средней школы №1 г. Несвижа. Она была удивительным человеком, настоящим профессионалом. Клавдия Денисовна не просто преподавала, давала знания по своим предметам. Она учила нас думать, мыслить, делать собственные выводы. И это действительно пример того учителя, которому не нужны никакие дополнительные приспособления для того, чтобы заинтересовать ученика. Она любила свою профессию, любила детей, умела завлечь, разжечь в учениках огонь познания. По сей день я считаю, что именно любовь к детям, к делу, которому ты служишь, и к своей Родине — главные качества, которыми должен обладать любой педагог. Уже в 9-м классе я определилась с выбором ВУЗа, это был филологический факультет Белорусского государственного университета. Для меня было важным досконально изучать и русский, и белорусский языки. Я уверена, что невозможно быть филологом без знания родного языка, как и постичь чужую культуру, не зная своей.
— Удалось ли Вам постичь секреты профессионального мастерства в педагогике?
— 11 лет я работала в школе: часть этого времени в Несвижской гимназии, часть — в средней школе №1 г. Несвижа. И это действительно колоссальный опыт для меня, великое подспорье для моей дальнейшей деятельности. Невозможно управлять системой образования, не зная все процессы, происходящие в школе, изнутри. Особенных секретов нет, но за эти годы я сделала очень важные для себя выводы относительно профессии: учитель должен понимать, что он приходит к детям. У нас в государстве к юному поколению — особое отношение: созданы, по моему мнению, все условия для успешного обучения, развития и воспитания. И учитель, приходя на урок, должен осознавать, что он несет ответственность за все процессы, происходящие во время занятия. Мало того, что нужно донести знания, нужно еще и уметь найти подход к ученикам. Приходить на урок как «урокодатель» сегодня не получится. Учитель должен быть просвещенным, уметь ориентироваться в интернет-пространстве так же, как и наши дети. Иначе ученики по своему кругозору могут обойти учителя, а такую ситуацию нельзя допустить. Мы, взрослые, сами должны владеть необходимыми навыками работы в интернете, и самое важное — помогать детям ориентироваться в глобальном пространстве. Если сравнить школу 30 лет назад и сейчас, мы увидим две совершенно разные картины. Сегодня дети с малого возраста живут в потоке информации, они черпают ее из разных источников, и, как мы понимаем, не все они безопасные для подрастающего поколения. Поэтому среди задач педагога — научить школьника правильно и грамотно выбирать нужную для него информацию, показать, как использовать глобальную сеть для образования и развития. Залог успешной профессиональной деятельности учителя складывается из глубинного знания своего предмета, доброго отношения к детям, уважения к родителям и коллегам. Не зря Министерством образования разработаны Правила поведения учителя. В них нет ничего сверхъестественного, обыкновенные всем известные прописные истины педагогической деятельности. Как сказал наш Президент, школа — это храм. И приходить в нее надо с соответствующей мотивацией, придерживаться определенных правил поведения — тогда цель будет достигнута. И это касается всех участников образовательного процесса. И когда каждый учитель, каждый ученик и каждый родитель будут понимать значение этих слов, уровень образования в нашей стране станет еще выше. Все необходимые условия для этого созданы.
— Елена Владимировна, более 6 лет вы работали заместителем начальника управления по образованию, спорту и туризму и более 11 лет его возглавляли. Как менялась система образования Несвижчины за эти годы?
— Конечно же, ничто не стоит на месте. Развивается наше государство, совершенствуются и все его системы. Президент Республики Беларусь не раз подчеркивал, что образование — фундамент государства. Без крепкой и слаженной системы образования не будет ни грамотных конструкторов, ни инженеров, ни врачей… Именно эта система должна развиваться в первую очередь. Я хочу сказать, что за эти годы значительно укрепилась учебно-материальная база школ, детских садов, центров развития. Сегодня мы все можем видеть, какие прекрасные условия созданы для организации учебного процесса, занятий спортом, интеллектуального развития. Мы открываем робоклассы, активно работают центры детского творчества и цент-ры развития детей и молодежи. И это говорит, в первую очередь, о том, что мы думаем о всестороннем развитии подрастающего поколения. Значим и тот факт, что за последние три с половиной года в нашей стране открылось 45 новых детских садов. Сегодня мы имеем хорошие учебники: Министерство образования, Национальный институт образования проделали очень серьезную работу для их создания. Материал излагается доступно, понятно — и это серьезное подспорье для наших детей. За 2024 год в Беларуси построено 7 новых физкультурно-оздоровительных комплексов. Мы все ждем начала строительства подобного комплекса в Несвиже. Я с радостью отмечаю, что современные дети хотят заниматься спортом, развиваться в этом направлении и достигать результатов. И, конечно же, те новые школы, которые строятся по всей стране, значительно отличаются от старых. Помимо помещений для учебных занятий, там изначально заложены в проект помещения для дополнительных занятий. И это очень важно, когда ребенок, помимо получения знаний по учебным дисциплинам, может иметь всё необходимое для развития своих способностей. Отличительной чертой последнего десятилетия в системе образования я могу назвать создание условий для развития способностей у наших детей, ведь они все одаренные — в науке, спорте, художественной деятельности. В нашей стране проводится большое количество турниров, конкурсов, олимпиад, спортивных состязаний. Конечно, это накладывает определенные обязательства и на педагогов. Ведь для того, чтобы дать знания таким детям, нужно непрерывно развиваться самому. Если учитель остановился в получении знаний, если он не самосовершенствуется, он станет неинтересен ребенку. Ведь ученик готов получать знания тогда, когда у него есть интерес к ним. А его может разжечь только грамотный учитель.
— Расскажите, как Вы пришли к депутатской деятельности, каким был Ваш путь в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь?
— По предложению Несвижского районного исполнительного комитета я начала заниматься депутатской деятельностью. Чувствуя поддержку и доверие своих коллег, я решила баллотироваться. Безмерно благодарна своим избирателям — людям, которые доверились мне. И я чувствую огромную ответственность перед ними. Для себя поставила цель — побывать в каждом коллективе, познакомиться со всеми и рассказать, в первую очередь, о работе Палаты представителей. Ведь когда-то и я не представляла истинный объем работы, которая там проводится.
— Над чем Вы работаете сейчас?
— В Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь было избрано 110 депутатов, сейчас там работают 109 (Руслан Чернецкий был назначен Министром культуры Республики Беларусь — прим.ред.). Мне очень повезло: я попала в профильную комиссию — Постоянную Комиссию по образованию, науке и культуре. Ее возглавляет выдающийся общественный деятель, ученый, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, профессор Игорь Марзалюк. В Комиссии собраны действительно профессионалы, специалисты, хорошо знающие специфику своей работы. И каждый из нас дополняет друг друга. У нас есть и представители профессионально-технического образования, среднего образования, высшей школы. И это люди, которые знают профессию и систему изнутри. Главная наша деятельность — законотворчество. Понимая ответственность перед избирателями, перед государством, мы должны принимать очень серьезные решения, от которых зависит жизнь каждого гражданина нашей страны. Мы провели работу над внесением дополнений и изменений в Кодекс об образовании. Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Игорь Сергеенко, отправляя нас работать в округа, ставит задачу встречаться с людьми в трудовых коллективах, проводить приемы граждан. Нам нужно познакомиться с представителями всех организаций и предприятий, услышать о тех проблемах, которые волнуют людей сегодня. Возможно, те проб- лемы, которые озвучивают в округах, носят общегосударственный характер. Тогда нужно уже принимать соответствующие решения.
— Какие проблемы волнуют жителей Вашего избирательного округа?
— Те проблемы, с которыми ко мне обращаются люди в моих избирательных округах, имеют больше личный характер. Кому-то нужно помочь в получении арендного жилья — разъяснить процедуру получения, рассказать с чего начать. Обращаются и за помощью в трудоустройстве. Некоторых людей беспокоят жилищно-коммунальные проблемы, асфальтирование улиц, замена фонарей. Но глобальных и серьезных проблем, говорящих о том, что у населения нет контакта с местными органами власти, ко мне не поступало. У нас действительно очень много делается для комфортной жизни. Есть и вопросы, решение которых требует некоторого времени. Их мы держим на контроле и стараемся разрешить как можно быстрее.
— Елена Владимировна, что для вас лично значит быть депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь?
— Быть депутатом — это любить свою страну, быть патриотом, любить и уважать людей, стремиться сделать всё необходимое для того, чтобы принести пользу обществу и государству. Также — быть примером в труде, осознанно работать на благо государства и граждан Республики Беларусь, на благо тех, кто доверился и отдал свои голоса за нас. Это самоотверженный и созидательный труд. И, поверьте, это не высокопарные слова. Это слова человека, который имеет опыт, знания, возможности и желание трудиться во благо других.
Ирина ЕФИШОВА.