15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне. Это один
из двенадцати главных
церковных праздников.
О евангельском событии
этого праздника,
его значении и смысле
мы и поговорим сегодня.
Славянское слово «сретение» на русский язык переводится как «встреча». О том, что это за встреча, мы скажем чуть позже, а пока необходимо вспомнить, как о Сретении Господнем повествует Евангелие. В Евангелии от Луки мы находим рассказ о том, как на сороковой день после своего рождения Младенец-Христос был принесен в Иерусалимский храм. Такова была традиция того времени. Всегда после рождения ребенка его приносили в храм для того, чтобы он получил благословение, а над матерью ребенка была прочитана очистительная молитва. Девочек приносили на восьмой день, а мальчиков на сороковой. Вот и Христа по этой иудейской традиции Дева Мария приносит в храм на сороковой день после рождения для исполнения всех необходимых религиозных ритуалов. В то время в иерусалимском храме был старец Симеон, который в Церкви назван Богоприимец. Это был очень благочестивый человек, которому было предсказано ангелом Божиим, что он не умрет, пока не увидит Христа-Спасителя. Дело в том, что старец Симеон был переводчиком и однажды, когда ему было поручено переводить один из отрывков библейского пророчества о пришествии в мир Христа, он усомнился в правильности библейского текста. В книге пророка Исаии ему встретились такие слова: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Это было ветхозаветное пророчество о рождении Христа от Девы Марии. Переводя эту строчку, старец Симеон подумал, что здесь в текст вкралась ошибка, так как дева (незамужняя девушка) не может родить. Он решил исправить слово «Дева» на слово «Жена» (женщина, находящаяся замужем), но как только он занес руку для того, чтобы сделать исправление в священном тексте, ему явился ангел и приказал ничего не исправлять, сообщив, что по воле Божией он не увидит смерти до тех пор, пока сам лично не встретит Того, о ком говорится в пророчестве. По преданию Церкви Симеон не мог умереть очень много лет и всю оставшуюся жизнь ожидал этой встречи с Мессией. И вот наконец он встречает Младенца-Христа в иерусалимском храме. Старец Симеон берет Христа на руки и произносит знаменитые слова, которые сегодня поются в храме за каждым вечерним богослужением:«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2: 29-32). Спустя некоторое время старец Симеон мирно отошел ко Господу.
Таким образом праздник Сретения Господня показывает нам встречу Симеона Богоприимца и Христа-Спасителя, и эта встреча очень важна. Старец Симеон был представителем Ветхого Завета, а Христос — Нового. И вот в иерусалимском храме эти два Завета встречаются, то есть в лице Симеона Богоприимца со Христом встретилось всё ветхозаветное человечество, которое на протяжении многих веков ожидало пришествия в мир Христа-Спасителя. Но возникает вопрос, как мы можем проецировать это евангельское событие на нашу жизнь? О чем нам говорит встреча старца Симеона со Христом? А говорит она нам о самом главном, о том, что каждый из нас в своей жизни должен постоянно искать Христа, желать встретиться с Ним. Сделать это не сложно, нужно просто вести духовную жизнь. На самом деле с Господом мы можем встречаться по-разному — во время молитвы или богослужения в храме, когда причащаемся Тела и Крови Христовых на Божественной Литургии, когда помогаем нуждающемуся в нашей помощи человеку и так далее. Любое доброе дело соединяет нас со Христом. И очень важно, чтобы каждый человек искал Бога в своей жизни, а найдя и встретившись с Ним, уже никогда не захотел бы с Ним разлучиться. В этом и есть главный смысл праздника Сретения Господня.
Священник Иоанн Уханов,
заместитель благочинного Несвижского
церковного округа.