Меню
Курс $  3.29 | €  3.55 | ₽100  3.06 |
Погода 4 °C

Формула успеха

Нясвіжскія навіны 3 часа назад 0 12

Пост опубликован: 29.11.2024

Чем измеряется профессионализм, подлинное мастерство? Заслугами, наградами, умением быстро и точно реагировать на ту или иную ситуацию? А может, он кроется в искренней и самоотверженной любви к своему делу? Однозначного ответа, пожалуй, не будет. Но у каждого есть свой секрет. Директор Несвижского государственного колледжа имени Якуба Коласа, член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию Елена Журавлева рассказала «НН» о том,



как она пришла к профессии, о выгорании и, конечно же, о сенаторской деятельности.

— Елена Васильевна, как вы пришли к своей профессии? Чем руководствовались в выборе?
— Я выросла в очень дружной семье, настоящей. Мой отец — ветеран войны, всю жизнь отдал военной службе, мама работала бухгалтером. Стоит отметить, что я — поздний ребенок, поэтому и росла в окружении взрослых, состоявшихся людей. Мне кажется, в том числе и этот фактор в значительной степени положительно повлиял на мое становление. Мои родители не имели никакого прямого отношения к педагогике, но отец по долгу службы посещал учебные заведения, выступал перед ребятами. Мне тоже доводилось присутствовать на этих мероприятиях. Мне очень нравилась атмосфера: ученики сидели и завороженно слушали моего отца, задавали вопросы, им все было интересно узнать. Скорее всего, именно в эти моменты я, будучи совсем ребенком, поняла, что хочу быть педагогом. Я всегда была активной и любознательной, меня многое интересовало. Я много читала, регулярно посещала библиотеку, чуть позже стала писать небольшие статьи для районной газеты. Я всегда хорошо и старательно училась, и не было тех предметов, которые были бы «нелюбимыми». В 8 классе я хорошо выступила на олимпиаде по химии, заняла достойное место в областном этапе. И, честно говоря, думала, что стану учителем химии. Но через год произошло удивительное для меня событие. Наш учитель математики Сергей Александрович Костюкевич поручил мне провести часть урока на определенную тему. Для меня это было совсем неожиданно, но я справилась с этой задачей. Мои одноклассники были довольны. Разумеется, и я радовалась тому, что всё получилось. А Сергей Александрович мне сказал: «Ты — учитель». И эта мысль о том, что я хочу быть учителем математики, «поселилась» в моей голове.

— Если с профессией определились, то как подходили к выбору ВУЗа?
— С поступлением в ВУЗ у меня тоже связана одна история. Если представить нынешнюю площадь Независимости, то с одной стороны проспекта — педагогический университет, а с другой — факультет прикладной математики БГУ. И у меня возникла дилемма: куда же подать документы? Что выбрать — педагогику или науку? И, знаете, в тот день я так и не определилась, вернулась домой и пошла за советом к своему учителю математики. Представьте, каким авторитетным для меня было мнение этого человека. Мы поговорили, и я окончательно выбрала педагогическую стезю. И я по сей день уверена, что сделала правильный выбор. Учеба в ВУЗе приносила мне удовольствие, всё давалось легко. Мне нравилось учиться. И, знаете, мне везло на педагогов. Они были настоящими профессионалами, истинными мастерами. Учась у таких людей, сложно не заразиться их энергией, любовью к профессии. На третьем курсе я уже работала в одной из минских школ. И нам, студентам, это очень нравилось. Поверьте, мы горели своим предметом. И на работу ходили вовсе не из-за денег. А на четвертом курсе у меня уже появилось первое место работы.

— Вы помните свои ощущения в тот самый первый день, когда вошли в класс в роли учителя? Как это было?
— Это забыть невозможно! Я вела уроки в старших классах, было у меня и классное руководство. Представьте себе, я еще студентка, а мне нужно идти на урок в 9 класс, например. Ребята уже взрослые, да и по возрасту мы мало отличались. Волнение, конечно, было. Но всё сложилось наилучшим образом, дети хорошо меня приняли. И нам было действительно комфортно работать. Правда, в школе отработала я всего полгода, после — перешла в колледж секретарем комсомольской организации. Сколько себя помню, всегда была активной, вела общественную пионерскую деятельность, потом уже и комсомольскую. Поэтому предложение о новой работе приняла с энтузиазмом. До сих пор я вспоминаю о том, как мы всем колледжем ездили в Санкт-Петербург, тогда еще Ленинград. Только представьте себе, как это было интересно, весело, познавательно. Освобожденным секретарем я была до 1989 года, а там уже жизнь внесла свои коррективы — вместе с мужем мы уехали в Хабаровск. И там я ни минуты не сидела без дела, для меня это вообще немыслимо, как можно ничем не заниматься. Те несколько лет, отработанных в хабаровской школе, дали мне колоссальный педагогический опыт.

— Я знаю, что после распада СССР Вы вернулись на Родину, в Несвиж, стали работать в колледже. Как сложился профессиональный путь на родной земле?
— В Несвижский педагогический колледж я пришла уже учителем информатики, а через недолгое время мне предложили должность заместителя директора. Если честно, то очень переживала: мне было всего 28 лет, а рядом — педагоги с огромным опытом. Но коллеги меня поддержали, и это было очень важно в тот момент. 17 лет я проработала заместителем директора, очень много всего было интересного за это время. Я наблюдала, как менялись студенты, как видоизменялась сама система образования. Позже меня назначили директором — и началась совершенно новая история.

— Елена Васильевна, Вы — руководитель с большим опытом. Есть ли у Вас секреты успешной управленческой деятельности?
— Знаете, выводов о том, каким должен быть руководитель я сделала немало. И, скорее всего, не буду оригинальной в своих умозаключениях. Но хочу подчеркнуть некоторые аспекты, которые являются ключами к успешной деятельности. Во-первых, нужно уважать свой коллектив, прислушиваться к тому, о чем тебе говорят. Ведь это тоже люди с большим опытом, образованные, умеющие видеть и замечать детали. Во-вторых, руководитель должен постоянно учиться и самосовершенствоваться. В этом и есть прогресс. Хотите, чтобы коллектив развивался — подайте позитивный пример. И в-третьих, научитесь давать людям второй шанс, не будьте категоричными в своих суждениях. Каждый человек имеет право на ошибку, и все мы можем быть не правы.

— Уже с десяток лет психологи говорят о так называемом «профессиональном выгорании». Существует ли оно, на Ваш взгляд?
— Конечно, такое понятие имеет место быть. Но я считаю, что, если ты получал от своей профессии позитивные эмоции, радость, удовлетворение, то «выгорание» нужно заменить словом «перезагрузка». Педагогу очень сложно «выгореть»: постоянно новые дети, новая информация. Жизнь учителя не стоит на месте ни дня. И если во всё вникать и интересоваться, с душой подходить к свой работе, то такого никогда не случится, на это попросту не будет времени. Если любишь свою профессию и хочешь в ней развиваться, выгорание однозначно не грозит. Учителю важно понять: каждое приходящее поколение совершенно отличается от предыдущего. И проводить аналогии, сравнивать — бессмысленно. Дети сегодня более мобильны, чем даже пять лет назад. К примеру, зачем им запоминать огромное количество информации, если всегда под рукой смартфон. Это плохо, что так происходит, но это наша данность. Так есть, и работать нужно в объективной реальности, а не с оглядкой на вчерашний день. Конечно, нужно понимать, что педагог в 28 лет, в 35 лет и в 50 — это огромная разница. И в 28 может быть достаточно опыта и знаний, но мудрости может не быть. А в 55, к примеру, она есть, но иногда уже хочется отдохнуть, сбавить темп. В определенный период жизни я ловила себя на мысли о то, что все уже свершилось в моей профессиональной деятельности, что нет необходимости работать в таком режиме. Но судьба распорядилась по-своему, дав мне новое поле деятельности, — в Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию. Обязанностей стало больше, но я стараюсь все успевать.

— Расскажите подробнее о Вашей сенаторской деятельности, ведь это действительно совершенно другой род занятий.
— Поначалу все было волнительным. Взять хотя бы прием граждан. Разумеется, как директор колледжа я проводила приемы, но ведь уровень-то другой совершенно. И ответственность абсолютно другая. Но мне это нравится, я получаю удовлетворение от своей деятельности, когда решается какой-то вопрос. Это не значит, конечно, что до меня его не могли решить. Просто когда принимаешь в этом непосредственное участие — совсем другие ощущения. И я действительно вникаю в проблемы людей, от всей души хочу помочь им. И делаю это в меру своих возможностей.

— Елена Васильевна, с какими вопросами к Вам обращаются люди?
— Людей волнуют очень разные вопросы: начиная от водоснабжения, транспортного сообщения, коммунальных услуг и заканчивая личными. Все вопросы на контроле, и они решаются. Недавно мне прислали коллективное письмо члены жилищно-садового товарищества вблизи деревни Качановичи. Их вопрос касался приведения в порядок лесополосы и дороги. Я сама выезжала на местность и увидела, что проблема действительно существует. И она сейчас решается. Приведу пример обращения по личным вопросам: женщина просила помощи во взыскании алиментов. Конечно, для этого есть суды, органы принудительного исполнения, адвокаты. Но все же я решила помочь, сделала соответствующие запросы. Безусловно, есть проблемы, которые решаются быстро, есть и те, которые требуют значительного времени. И всегда важен результат. И мне приятно помогать своим землякам, делать их жизнь лучше, стабильнее. В этом и есть одна из существенных задач сенаторской деятельности.

Ирина ЕФИШОВА.
Фото Анны КИСЕЛЬ.

Leave a Reply

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Копирование защищено!!!