Меню
Курс $  3.27 | €  3.5 | ₽100  3.31 |
Погода 3 °C

Родители и дети: к истокам духовности

Нясвіжскія навіны 2 недели назад 0 37

Пост опубликован: 04.11.2024

Тема взаимоотношений родителей и детей во все времена была и остается одной из самых важных тем в нашей жизни. Каждый разумный родитель всегда старается сделать всё возможное для того, чтобы его ребенку было хорошо в этом мире, чтобы жизнь его сложилась правильно. Для этого родители прилагают порой немало усилий. Одним словом, для того, чтобы ребенок в будущем стал хорошим человеком, отец и мать занимаются его воспитанием.



Воспитание. Глубинный смысл этого слова в наше время несколько «замылился». А ведь сама его этимология очень интересна. Оно состоит из двух частей: вос-питать. Наши предки вплоть до XVIII века вкладывали в понятие «воспитание» довольно приземленный смысл. Понятие воспитания заключалось в том, что ребенка нужно вскормить или, по-другому, говоря взрастить. И всё. Дальше пускай живет как хочет. Назовем это первым, базовым уровнем. Уже после XVIII века в понятие «воспитание» стали вкладывать более широкое значение: не просто вскормить ребенка, а еще и дать ему хорошее образование, заботиться о его нравственном развитии, о развитии его ума. Таким образом, сам процесс воспитания уже подразумевал «питание» растущего человека необходимыми знаниями, которые и сформируют его как хорошего человека. И это уже можно назвать вторым уровнем воспитания, более продвинутым. Но здесь стоит сказать о самом главном, о том, для чего, собственно, всё это нужно.

Если мы спросим у окружающих нас людей о том, зачем нужно воспитывать детей (да и себя в том числе), то помимо недоуменных взглядов в нашу сторону, можно будет услышать и кое-какие ответы. Например, о том, что быть воспитанным — это хорошо, воспитанный человек старается быть приличным, хорошо себя вести, быть во всем примером и так далее. Стандартный набор ответов. Но для чего всё это, если у всех людей без исключения, и у самых воспитанных, и у отпетых хулиганов, исход будет один и совершенно одинаковый — смерть. Вот если бы уровень нашего воспитания напрямую влиял бы на продолжительность нашей жизни, если бы от количества прочитанных хороших книг или сказанных вежливых слов зависело то, как долго мы будем ходить по земле, видеть солнце и слышать пение птиц… Но увы, этого нет. В этом месте можно было бы поставить жирную точку и со спокойной душой начать впадать в уныние. Но нет. Есть еще кое-что. То, что знает каждый христианин. То, о чем говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» (1-е Ин. 5:11) «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (Ин.5:20). И здесь нам открывается самое главное. Оказывается, кроме этой жизни, земной, есть еще какая-то, и она называется вечной. Это та жизнь, которая ждет всех нас после того, как мы закончим свой земной путь. Каждый верующий человек старается прожить так, чтобы стать причастником этой вечной жизни с Господом. В христианстве это место называется Царство Небесное или по-простому — Рай. Место, где пребывает Сам Господь и души праведников. Почему мы сделали такое длинное отступление? Да потому, что выше говорили о смысле воспитания. Так вот, теперь поговорим о третьем уровне воспитания, самом высшем.

Святые отцы православной Церкви говорят о том, что смысл воспитания детей в первую очередь заключается в том, чтобы воспитать их гражданами Царства Небесного. То есть помимо всех земных смыслов, в христианстве понятие воспитания наполняется неким высшим измерением. Воспитание мыслится как процесс подготовки человека к «жизни будущего века» (это слова из православного Символа Веры), хотя и все земные понятия этого термина, о которых мы говорили выше, несомненно также им охватываются.

И так теперь мы подошли к самой сути. Давайте посмотрим, как понимается процесс воспитания детей с точки зрения Священного Писания и творений святых отцов Православной Церкви.
Рассмотрение этой темы мы будем начинать от простого к сложному, от младенчества к отрочеству и юности, так как все эти три возраста имеют свои особенности воспитания.

Говоря о воспитании младенцев, стоит сделать одну очень важную оговорку — если родители начали задаваться вопросом, как нужно воспитывать только что родившегося ребенка, то они опоздали как минимум на 9 месяцев. Ведь жизнь человека начинается не с момента его рождения, а с момента его зачатия, с того самого момента, когда в только что соединившиеся клетки родителей Господь вкладывает бессмертную душу, или то самое «дыхание жизни» о котором говорится во второй главе книги Бытие. И с момента зачатия это уже полноценный человек с бессмертной душой, но пока что с неразвитым телом. И как только родители узнали о зачатии, им нужно готовиться к рождению ребенка и уже сейчас начинать заниматься его воспитанием. Но как же это можно делать, если ребенок еще в утробе? Очень просто. Прежде всего нужно начать с того, что мама и папа будут исключать из своей жизни все моменты, которые могут негативно отразиться на ребенке. Преподобный Порфирий Кавсокаливит говорил о том, как мамы должны общаться со своим зачатым ребенком: «Пусть они разговаривают с младенцем, ласкают его, поглаживая свой живот, ребенок неким таинственным образом все это чувствует». Это несомненно очень верные слова. Как печально иногда видеть молодых мамочек с округлившимся животиком, которые, прогуливаясь по парку, покуривают сигаретку, сквернословят или употребляют спиртное… Картина очень грустная. Малыш в животе у мамы всё это чувствует и впитывает как губка. Конечно, поведение будущих родителей должно быть иным. Хорошо, если папа и мама с момента зачатия, а лучше еще и до него, будут работать и над своим телом, отказываясь от всякого рода вредных привычек и дурного времяпрепровождения, а также над своей душой. Причем второе гораздо важнее первого. Всегда очень приятно видеть беременных женщин в храме. Они приходят на богослужение, часто вместе с ними приходят и их мужья. Родители молятся Господу о том, чтобы беременность прошла благополучно, они приступают к Таинствам Покаяния и Причастия. И это самое главное, что должно быть у будущих родителей. Не станем забывать, что в Таинстве Покаяния Господь прощает человеку его грехи, а в Таинстве Причастия человек вкушает истинные Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и в этот момент, по слову преподобного Симеона Метафраста, Сам Господь входит в нашу душу и обитает там, изменяя нашу греховную природу и попаляя все душевные и телесные страсти. Для мамы и ее ребеночка, которого она носит под сердцем, — это великое благо. Таким образом мама уже занимается воспитанием своего ребенка, приобщая его к Церкви, к Богу. И здесь снова хочется привести слова преподобного Порфирия Кавсокаливита о том, что ребенок чувствует всё, что происходит с мамой. Вот что говорит святой: «Матери должны с любовью молиться о своих детях. Ребенок, как уже родившийся, так и находящийся еще во чреве, чувствует недостаток материнской любви, нервозность матери, ее гнев, ненависть и получает травмы, последствия которых будет ощущать всю свою жизнь. Святые чувства матери и ее святая жизнь освящают младенца с самого момента его зачатия». И так мы увидели, что на основании Священного Писания и мнения святых отцов Церкви, жизнь человека начинается уже с момента его зачатия. А раз так, то мне хотелось бы заострить внимание наших читателей на том, что в утробе матери начинается жизнь, жизнь самая настоящая. С момента зачатия там живет маленький человечек. Мы все знаем, что жизнь человека свята. Никто не имеет права ее отнимать у другого, кроме Господа Бога, который каждому человеку отмерил столько, сколько ему необходимо прожить. Убийство — это один из самых тяжких грехов. И поэтому недопустимо отнимать эту только что начавшуюся жизнь у маленького беззащитного ребенка. Я говорю о грехе аборта. Выше мы сказали о том, как важно окружить зачатого ребеночка родительской любовью. Но к великому сожалению, иногда ребенок сталкивается с предательством и нелюбовью, причем самых родных для него людей — папы и мамы, которые по всем законам человечности должны его любить, должны его ждать… Но он оказывается им не нужен. Он «не вовремя», «не кстати», «мы хотели позже или раньше»… За годы своего священства я слышал много нелепых отмазок. И родители его убивают. Да-да, это самое настоящее убийство, и если мы углубимся в медицинские процессы и узнаем, что происходит с плодом во время аборта (неважно, медикаментозного, инструментального или какого-то другого), то можно ужаснуться. Как священник могу свидетельствовать, что рана от этого тяжкого греха настолько велика, что женщины не могут избавиться от нее на протяжении всей своей жизни. А иногда эти детки приходят к ним во сне. Причем они все почему-то одинаковые. Очень красивые, с белоснежными волосами. А еще у них у всех большие голубые глаза. И мамы рассказывают, что эти дети не ругаются на них, они просто смотрят этими большими глазами и улыбаются своей маме. Смотрят прямо в душу. И от этого милого взгляда в душе начинается настоящий ад от осознания своей ошибки и невозможности ничего изменить. Поэтому на этот вопрос хотелось бы обратить особое внимание. Нужно помнить, что, избрав нас как родителей, Господь через нас желает привести в этот мир нового человека и оказывает нам доверие воспитать его гражданином Царства Небесного. Это очень важно.

Но вот, после волнительного ожидания малыша, он наконец-то рождается и у родителей начинается новый период жизни. В мир пришел человек! Счастливые родители вооружаются терпением и, забыв про сон и отдых, устремляются в бой! Теперь ребенок уже с ними. И процесс воспитания продолжается. В этот период очень важно, чтобы малыш чувствовал тепло и любовь мамы и папы. Его очень важно брать на руки, целовать, ласкать. Он должен чувствовать себя желанным и любимым. И, конечно же, в этот период он так же нуждается в Боге. Кто-то может удивиться. Разве новорожденный малыш может нуждаться в чем-то еще, кроме материнского молока и теплых объятий? Безусловно. Выше мы говорили о том, что человек двусоставен. У него есть душа и тело. Так во, по учению Церкви душа человека возраста не имеет. С момента зачатия она разумна и осознанна, поэтому рожденный ребенок так же нуждается в общении с Господом, как и старушка, молящаяся в храме в воскресный день. Рожденного ребенка нужно воцерковлять, сделать его членом Церкви. И этот путь начинается с Таинства Крещения, когда по вере родителей и восприемников (крестных) ребенок, получив особые дары Святого Духа, становится частью Тела Христова, частью Его Святой Церкви.

Иногда можно услышать возражения нецерковных людей относительно крещения младенцев, дескать дайте им повзрослеть, а затем пускай сами решат, нужно ли им это. В ответ на это умозаключение можно ответить так — любой родитель желает своему ребенку блага и поэтому верующий родитель, который познал Господа и знает на опыте, какое великое благо быть с Богом, желает и своему ребенку того же. В противном случае нам не нужно и кормить своих новорожденных детей. Вдруг они не любят протертое яблоко или распаренную брокколи, которыми мы их потчуем. Вот пускай вырастут и скажут, чем их кормить, а пока они маленькие, не будем этого делать. Это юмор, но если мы взглянем на страницы Евангелия, то найдем там такие слова Спасителя: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14). Эти слова Христа говорят о том, что детей нужно воцерковлять с раннего возраста. И здесь очень важно, чтобы у самих родителей велась духовная жизнь и дети могли брать с них пример. Родители должны жить благочестиво, должны молиться, регулярно исповедоваться и причащаться, а также причащать своего рожденного ребенка, ведь именно в Причастии ребенок и его родители будут соединяться со Христом, а это крайне важно, это как кислород для всего живого, без него жизни не будет.

Позже, когда ребенок будет подрастать, он будет входить в Церковь более осознанно. И в этот период очень важно, чтобы он начал знакомиться со Священным Писанием, в рамках детской Библии, и учился молиться. Для этого родителям и крестным необходимо позаботиться о том, чтобы у ребенка был детский молитвослов и детская Библия. Изучая с ребенком Священное Писание, родителям необходимо начать с того, что они познакомят его прежде всего с основными событиями Ветхого и Нового Завета. Первоначальная детская Библия вполне даст ребенку такие знания. По итогу дети должны иметь четкое представление о таких понятиях, как сотворение мира, грехопадение первых людей, десять заповедей Закона Божия, пришествие в мир Господа Иисуса Христа, крестные страдания и воскресение Спасителя и так далее. Хорошо если к 7-8 годам ребенок будет в этом разбираться. Параллельно с изучением Священного Писания родители должны научить ребенка молитве. Прежде всего объяснить, что молитва — это разговор с Богом, и выучить с ребенком основные молитвы, которые даны в детском молитвослове, например «Отче Наш», «Богородице Дево» и другие. Хорошо в раннем возрасте отдать ребенка в воскресную школу, для того чтобы он вместе со сверстниками вливался в церковную жизнь и изучал различные церковные дисциплины.

Далее, примерно с 7-8 лет, дети начинают исповедоваться. К первой исповеди детей нужно готовить очень тщательно, чтобы она не стала формальностью. Важно объяснить ребенку что такое грех, что такое совесть, какие грехи бывают, как грех влияет на нашу природу и почему от него нужно избавляться. К исповеди дети должны подходить с четким понимание тех моментов, где они поступили против совести, против заповедей Божиих и желали бы избавиться от этих грехов в Таинстве Покаяния. И уже после осознания того, что грех разрывает наши отношения с Богом, нашу связь с Ним, наш союз, ребенок подойдет к чаше со Святым Причащением осознанно, именно для того, чтобы снова с Господом соединиться, причаститься Его, то есть стать Его частью. Без этих основных понятий о грехе, покаянии и смысле причастия ребенка нельзя толкать к исповедальному аналою или чаше со Святым Причастием. Получится полная профанация этих великих церковных Таинств.

Пройдет немного времени, и дети превратятся в подростков, а затем и в совсем взрослых людей. Воспитывать их будет все сложнее. Они уже не будут слушать родителей с открытым ротиком, как это было в детстве. Иногда будут спорить, не соглашаться, может даже бунтовать. В эти годы, наверное, самую главную роль в их жизни будут играть молитва родителей и их добрый пример. И если в детстве и отрочестве у детей было всё то, о чем мы говорили выше, если родители воцерковили свое чадо, научили его молиться и привели ко Христу, привели по-настоящему, то это всё безусловно даст свои плоды в нужное время. Такой ребенок будет жить по своей христианской совести и станет воплощением слов Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Мы все помним добрую пословицу «яблоко от яблони далеко не падает» и если мы сможем воспитать своих детей добрыми христианами, христианами, которые будут богобоязненными, с чистой совестью, умеющими сострадать и любить, то эти качества они потом передадут и своим детям. Об этом замечательно сказал святитель Иоанн Златоуст: «Если ты прекрасно возрастишь сына своего, то и он тоже своего собственного сына, а этот — своего сына; и как бы некоторая лента и ряд лучшей жизни всё пойдет вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках».

Пусть всесильная помощь Господа поможет каждому родителю воспитать достойного гражданина Царства Небесного.

Священник Иоанн Уханов,
заместитель благочинного
Несвижского
церковного округа.

Leave a Reply

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Копирование защищено!!!