На заседании Несвижского райисполкома рассмотрен ход реализации Декрета №18 Президента Республики Беларусь
Раннее выявление семейного неблагополучия, анализ работы, проделанной за год по этому вопросу, необходимость четкого взаимодействия всех субъектов профилактики по реализации требований Декрета №18 Главы государства «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» стали основными темами для обсуждения участниками очередного заседания райисполкома 25 октября.
Как подчеркнул глава района Андрей Ратомский, необходимо сделать всё от нас зависящее, чтобы все дети проживали и воспитывались в нормальных условиях. Именно на это нацеливает нас документ, принятый еще в 2006 году. По его мнению, эта тема многие годы остается актуальной, и основная задача на сегодняшний день — не просто обратить на нее внимание и в очередной раз не только обсудить проделанную работу, но и подвергнуть ее критической оценке, понять, что каждый из присутствующих руководителей может сделать для улучшения ситуации.
— Универсальные алгоритмы, как мы можем заметить, не всегда эффективно работают, — подчеркнул Андрей Казимирович. — Поэтому нужно искать нестандартные методы решения данной проблемы.
Основным докладчиком выступила начальник управления по образованию, спорту и туризму Несвижского районного исполнительного комитета Светлана Шатрун. Содокладчиками стали заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Несвижского РОВД Елена Гамеза, начальник инспекции по делам несовершеннолетних Руслан Проневич и председатель Сейловичского сельисполкома Олег Виноград.
На Несвижчине организована межведомственная работа по выявлению фактов семейного неблагополучия и принимаются соответствующие меры реагирования. Отработан механизм признания детей находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите. В рамках межведомственного взаимодействия вопросы состояния работы в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних находятся на постоянном контроле, обеспечено их систематическое рассмотрение всеми субъектами профилактики. Также обеспечено еженедельное обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении. Особое внимание при посещении семей уделяется трудоустройству родителей, целевому расходованию ими социальных выплат.
— В рамках республиканской профилактической акции «Семья без насилия» реализуется комплекс мероприятий по своевременному выявлению лиц, совершающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, — подчеркнула Светлана Шатрун. — В 2024 году проведено 34 рейда. Работниками районного отдела по чрезвычайным ситуациям проведены осмотры противопожарного состояния 1141 домовладения семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе 660 домовладений многодетных семей, 42 домовладений семей, находящихся в социально опасном положении.
За истекший период этого года поступило 171 информирование о фактах возможного семейного неблагополучия (за аналогичный период 2023 года их было 200), 48 из них нашли подтверждение.
С 17 апреля прошлого года в районе функционирует линия доверия «Мы вместе в ответе за наших детей». В период с 1 января по 1 октября этого года на линию доверия поступило 10 информирований. По каждому поступившему сообщению прове- дено социальное расследование, находящимися в социально опасном положении при- знаны 9 несовершеннолетних.
Какие виды помощи семье и детям используются для устранения причин семейного неблагополучия? С одной стороны, это психологическое и педагогическое сопровождение, правовое консультирование, патронаж медицинскими работниками. С другой — назначение государственной адресной социальной помощи, трудоустройство, лечение от алкогольной зависимости, решение жилищных проблем, внеурочная занятость несовершеннолетних, организация оздоровления детей, оказание помощи семьям в рамках благотворительных акций и т. д.
По состоянию на 1 октября этого года признаны находящимися в социально опасном положении 83 ребенка из 42 семей (76 родителей).
Наибольшее количество таких детей проживает на территории г. Несвижа (28 детей, 13 семей), Сейловичского сельского исполнительного комитета (14 детей, 7 семей), Сновского сельского исполнительного комитета (10 детей, 4 семьи), Ланского сельского исполнительного комитета (9 детей, 3 семьи), Городейского поселкового исполнительного комитета (по 9 детей, 6 семей).
Одной из мер воздействия на нерадивых родителей является повышение их ответственности за воспитание детей, возмещение ими средств на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
Показатель возмещения расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, по состоянию на 1 октября этого года выше областного и составляет 66,5% при областном 64,4%.
По состоянию на 1 октября 111 обязанных лиц в отношении 157 детей должны возмещать средства в бюджет Несвижского района. Из них 31 проживает на территории района, остальные — в других регионах страны и за ее пределами, что существенно затрудняет профилактическую работу с ними.
За этот год специалистами учреждений-взыскателей в отношении обязанных лиц направлено 113 писем о непоступлении (поступлении в неполном объеме) средств, по возмещению расходов на содержание детей и с требованием исполнения законодательства, регулирующего возмещение обязанными лицами средств, затраченных на содержание несовершеннолетних.
В настоящий момент на учете в управлении по труду, занятости и социальной защите райисполкома состоят 49 обязанных лиц, трудоустройство которых обеспечено в соответствии с судебными постановлениями о трудоустройстве в 21 организации района.
Основной причиной семейного неблагополучия по-прежнему является злоупотребление алкоголем. По этой причине 60 детей из 28 семей признаны находящимися в социально опасном положении. Положение детей, а также реабилитация родителей в таких семьях требуют особого контроля со стороны государственных органов и организаций. Требуют межведомственного контроля многодетные семьи. По причине злоупотребления родителями спиртными напитками признаны находящимися в социально опасном положении 26 детей из 8 многодетных семей.
Так, на диспансерном учете у врача-нарколога состоит 32 родителя, чьи дети признаны находящимися в социально опасном положении. 27 из них прошли лечение, 5 — отказались.
Но что же делать, если сами родители, погрязшие в пьянстве и лени, забывают о своих прямых обязанностях по воспитанию и содержанию детей?
По мнению Андрея Ратомского, универсальных решений подобных проблем не бывает. Действовать нужно всегда с учетом индивидуальных особенностей. И здесь на первый план выходит профилактика, где работать в одной связке должны все: администрация и трудовой коллектив, правоохранители, детский сад или школа, медицинские учреждения.
Для счастливого детства, благополучного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, успешная семья, способная обеспечить основные базовые потребности растущего человека. Ни одно дошкольное учреждение, ни одна школа не смогут самостоятельно, без помощи родителей сформировать гармоничного и всесторонне развитого ребенка.
Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе (ст. 17 Закона РБ «О правах ребенка»). В соответствии с законодательством Республики Беларусь законные представители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей.
Однако, к сожалению, далеко не все родители осознают эту ответственность и обеспечивают своим сыновьям и дочерям достойный уровень жизни. В соответствии со ст. 67 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются его права и законные интересы, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.
Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой: не удовлетворяются основные жизненные потребности маленького человека (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ним, потребности в пище, жилье, одежде, получение необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни и т.д.); ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления; лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает на него вредное воздействие, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.
Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» стал первым нормативным актом, призванным комплексно, с привлечением органов государственной власти, трудовых коллективов и общественных организаций решать проблему семейного неблагополучия. Его принятие стало серьезным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за их воспитание. Сформирована межведомственная система выявления детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите. Это учреждения образования, здравоохранения, правоохранительные органы, а также простые граждане.
При поступлении информации о признаках неблагополучия в семье, учреждением образования, которое посещает ребенок, проводится изучение положения несовершеннолетнего, обследование его условий жизни и воспитания. Первоначально семья ставится на учет и с ней проводится работа. Для реабилитации семьи в интересах ребёнка используются различные методы. Это посещение по месту жительства, консультации СППС, оказание материальной и правовой помощи и др. Если же, несмотря на все принятые специалистами меры, родители не стремятся к исправлению и отказываются от сотрудничества, то ребенок признается нуждающимся в государственной защите и временно (на срок не более 6 месяцев) изымается из семьи и помещается на государственное обеспечение в детский социальный приют.
Согласно Декрету №18, с момента отобрания детей родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание несовершеннолетних, находящихся на государственном обеспечении. К уклоняющимся от возмещения денежных средств предусмотрены принудительные меры трудоустройства и выходов на работу.
Ирина ЕФИШОВА.