Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Несвижского района был открыт по решению Несвижского райисполкома в 2004 году. Изначально помещения центра располагались в яслях-саду №7 и в СШ №4, а уже с января 2021 года ЦКРОиР находится в одном здании на улице Партизанской, 4.
Основной целью деятельности центра является повышение качества жизни лиц с особенностями психофизического развития (ОПФР) через реализацию их права на получение образования или коррекционно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья. Сегодня в центре обучаются и воспитываются 30 детей. Функционируют 3 класса и 1 дошкольная группа. Педагогический состав учреждения обеспечивает результативность коррекционно-развивающего процесса. Все 15 педагогов имеют высшее образование, 7 из них — высшую квалификационную категорию.
ЦКРОиР обеспечивает создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с ОПФР и осуществляет образовательную, коррекционно-педагогическую, диагностическую, социальную, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность, оказание психологической помощи.
Одной из основных функций центра является диагностика. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования создана комиссия, включающая 5 человек, — это учителя-дефектологи и педагоги-психологи. С этой целью обустроен отдельный диагностический кабинет, имеющий весь необходимый инструментарий для проведения обследования, кроме этого, он оснащен системой видео- и аудио наблюдения.
Также в ЦКРОиР осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет — выявление, обследование, коррекцию физических и/или психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития с психолого-педагогическим сопровождением в семье или ЦКРОиР. На протяжении всех 20 лет занятия с детьми раннего возраста проводит учитель-дефектолог Жанна Янушкевич.
В центре функционирует специально оборудованный кабинет ранней комплексной помощи, в котором работают учитель-дефектолог, педагог-психолог и медицинский работник. В помещении создана адаптивная образовательная среда в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами применительно к детям в возрасте до трех лет, которая обеспечивает им разнообразный сенсорный опыт, активность в движении, игре, предметно-практической деятельности.
Также ЦКРОиР оказывает социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь, направленные на предупреждение и разрешение психологических проблем, связанных с рождением в семье ребенка с ОПФР, преодоление последствий кризисной для семьи ситуации, повышение психологичес- кой культуры и степени информированности законных представителей о возможностях специального образования и коррекционно-педагогической помощи.
В центре оборудован кабинет социально-бытовой реабилитации, в котором для учащихся с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и/или психическом развитии созданы условия для социальной адаптации, улучшения качества их жизни, формирования у них необходимых способностей, умений и навыков, обеспечивающих максимально возможную независимость и самостоятельность в жизни.
ЦКРОиР осуществляет методическую деятельность с целью совершенствования педагогичес- кой компетентности и повышения профессионального уровня педагогических работников, работающих с лицами с особенностями психофизического развития. Для этого оборудован отдельный методический кабинет, в котором собраны методические материалы, специальная литература, оформлена выставка «Инклюзивный проспект» для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Также обустроена библиотека, в которой находится более тысячи экземпляров учебников и пособий для детей всего района, обучающихся по специальным программам.
В центре реализуется программа дополнительного образования. 17 учащихся посещают объединение по интересам «Мир чудес», руководителем которого является педагог дополнительного образования. Для проведения занятий обустроена отдельная мастерская с выставками детских работ, необходимым оборудованием и материалом. В прошлом году появился уголок безопасности и дорожного движения, созданный педагогами центра.
При поддержке Несвижского районного исполнительного комитета в центре появилась сенсорная комната, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой и вестибулярной. В качестве стимуляторов на органы чувств используют звуки, свет и цвет, а также массажные поверхности.
Трудовое воспитание — одна из важнейших задач в обучении детей в ЦКРОиР. Труд способствует всестороннему развитию детей. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок с ОПФР становится более подвижным и ловким, более выносливым и терпеливым, учится быстро и точно выполнять порученное дело. С начала этого учебного года в центре реализуется проект по трудовому воспитанию. Дети ухаживают за теплицей, имеющейся на территории центра. Учатся высаживать овощи и зелень, лекарственные растения на специальных грядках, следить за цветами и кустарниками.
С воспитанниками ЦКРОиР организуются и проводятся акции по включению в совместную со сверстниками деятельность. Традиционными стали физкультурно-оздоровительные мероприятия — «Веселые старты», «Праздник на воде», «Усе разам». Ежегодно организовывается выставка художественного творчества детей-инвалидов «Поверь в себя». Ребята с особенностями психофизического развития принимают участие как в районных, так и в областных мероприятиях. Каждый год в декабре посетители центра становятся лауреатами областного инклюзивного фестиваля творчества «Зажги свою звезду».
На протяжении всего учебного года организован подвоз детей-инвалидов со всего района на специально оборудованном транспорте. Для удобства осуществления подвоза функцио- нируют два маршрута движения в разных направлениях.
При поддержке филиала «Несвижское УМГ ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» и Городейского сахарного комбината был сделан ремонт в старшем классе с учетом всех требований, установлен электрический подъемник, приобретены элементы доступной среды.
Специалисты ЦКРОиР охотно предоставляют информацию обратившимся по вопросам работы с детьми с ОПФР и по вопросам оказания необходимой помощи в развитии социального и личностного потенциала каждого ребенка в доступных видах деятельности.
Светлана
РЫЖАКОВА-ЛУЦЕВИЧ.