Забронировал поездку, но не явился

В МАП считают, что нужно как-то воздействовать на тех, кто бронирует маршрутки, но неоднократно не приходит на рейс. Один из водителей маршрутки вспоминает: к нему на рейс мужчина не явился раза три за несколько недель. Стали разбираться. Выяснилось, что у этого пассажира было 130 бронирований на разные рейсы. Поездок же набралось от силы 20.

«Что это – неуважение к чужому труду или происки конкурентов, чтобы заставить ездить водителя и других пустыми?» – возмущается водитель. Он уверен, что таких серийных «прогульщиков» рейсов также стоило бы лишить возможности бронировать билеты или же заставить оплачивать неявки.

Пил в пути, отвлекал водителя от дороги

Недавно один пассажир едва не сорвал рейс из Польши в Беларусь. «У мужчины был билет из Варшавы в Гродно. Автобус опаздывал из-за простоя на границе. Мы предложили ему вариант с пересадкой, чтобы помочь добраться домой быстрее. Доплат никаких за это не требовалось», – рассказывает перевозчик.

Пассажир вначале сел в предложенный транспорт, но стал возмущаться. «Всю дорогу он пил спиртное, задевал водителя, отвлекал его от дороги, кричал на попутчиков, а еще при этом писал в мессенджерах перевозчику и в сервис по бронированию билетов. Поездка превратилась в испытание для всех», – вспоминает перевозчик.

Как итог – выходки мужчины терпели лишь до въезда в Беларусь. На буйного пассажира вызвали милицию. Его ссадили с рейса, составили протокол. Но на этом история не закончилась. Мужчина продолжает доставать перевозчика по телефону и через мессенджеры, есть у него претензии и к водителю. Мол, только встретимся в рейсе…

«Что с ним делать? Водитель говорит, что больше с таким в рейс не поедет. Но можем ли мы просить сервис по бронированию или вокзал внести такого пассажира в «черный список» и не продавать ему билеты вовсе? А если полезет в драку с водителем на полном ходу?» – задаются вопросом перевозчики.

А как по закону

Правила автомобильных перевозок пассажиров дают однозначный ответ: пассажир обязан не создавать своими действиями, состоянием и поведением неудобств другим пассажирам и водителю. Запрещено отвлекать водителя от управления, мешать ему. Нарушение правил может стать причиной для прекращения поездки.

Также пассажира могут ссадить с рейса или не пустить в автобус, если он нарушает общественный порядок. Но для каждого случая, скорее всего, понадобится вызов милиции. Это скандал, задержка рейса, нервы других пассажиров. Несмотря на то, что впоследствии перевозчик имеет право потребовать с дебошира возмещения затрат, проблему это не решит.

Сегодня создание «черного списка» перевозчиком или системой по продаже билетов незаконно. Согласно Гражданскому кодексу, организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. Проще говоря, если билеты есть в продаже, то отказать в их приобретении человеку, пусть он и серийный дебошир, пока еще нельзя.

Перевозчики хотят, чтобы у них было как в авиаперевозках. В обновленном Воздушном кодексе Беларуси закреплено положение, согласно которому авиаперевозчикам предоставлено право на формирование реестра лиц, воздушная перевозка которых ограничена. Авиакомпания вправе отказать дебоширу в приобретении билета в будущем. И в «черном списке» он будет находиться до тех пор, пока данные о нем не исключат из Единого государственного банка данных о правонарушениях.

Межрегиональная ассоциация перевозчиков считает, что стоит рассмотреть внедрение схожих подходов и в наземных перевозках пассажиров.