Наши земляки стали лауреатами областного конкурса
На прошлой неделе в Минске прошло подведение итогов областного конкурса литературного творчества ветеранов, организованного Минской областной организацией ветеранов
и областным отделением Союза писателей Беларуси к 80-летию освобождения нашей республики от немецко-фашистских захватчиков. Наши земляки Светлана Арсентьевна Тихонко
и Борис Николаевич Ветлугин стали лауреатами конкурса.
Светлана Тихонко из агрогородка Оношки представила на него свой рассказ «Мне этот бой не забыть никогда», который мы и печатаем сегодня в районной газете. Несвижанин Борис Ветлугин принес в совет районной ветеранской организации, который занимался отправкой произведений, свое стихотворение «День Победы».
На подведении итогов конкурса во Дворце культуры ветеранов председатель совета областной ветеранской организации Казимир Чарапковский вручил победителям и лауреатам дипломы и статуэтки.
Впечатлениями о мероприятии после поездки с нами поделилась Светлана Тихонко:
— Прошло всё очень душевно. Я люблю такие мероприятия. Интересно послушать, как люди пишут. Мы там читали другие, не конкурсные, свои произведения или отрывки из них. Звучали такие хорошие стихи — чуть ли не до слез пробивает… Я пообщалась с творческими людьми, а ведь каждый — кладезь новых, свежих идей и художественных замыслов, просто интересный, эрудированный собеседник. Познакомилась с нашей землячкой, жительницей Жодино, уроженкой Островок Лидией Наумовой. Приятная женщина. Пишет хорошие стихи. В общем, было очень интересно.
— Светлана Арсентьевна, Ваш рассказ «Мне этот бой не забыть никогда», участвовавший в конкурсе, написан под впечатлением от воспоминаний Вашего отца…
— Да, навеян он рассказами моего отца, Арсения Степановича Антоновича, фронтовика, освобождавшего от гитлеровских нацистов Польшу и Германию, дошедшего до Берлина. Он был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Его нет с нами, но мы чтим память о нем, — ответила моя собеседница.
Награда Борису Николаевичу Ветлугину была вручена в районном совете ветеранской организации. Его стихотворение «День Победы» — о мужестве советских бойцов, о всенародной вере в нашу победу над врагом.
Тема Великой Отечественной войны, трагедии и героизма советского народа всегда находит отзыв в душе людей творческих, неравнодушных, умеющих сопереживать, гордящихся своей Родиной и ее мужественным народом. И рождаются нужные и правильные слова, тонкие поэтические струны дарят нам запоминающиеся образы. Образы бессмертия.
Тамара ПРАЛЬ-ГУЛЬ,
г. Несвиж.
«Мне этот бой не забыть никогда»
Рассказ
Шла Висло-Одерская операция. Советское командование планировало оттеснить немцев к Одеру, а затем овладеть городом Варшава. Бои шли ожесточенные, фронт продвигался очень быстро. Батарея минометчиков 293-го минометного полка 1-го Белорусского фронта получила задание поддержать огнем продвижение стрелкового батальона, вывести из строя наблюдательные пункты гитлеровцев и подавить их дзоты на высотке.
Батарея 160-миллиметровых минометов окопалась возле небольшой польской деревушки. Окапываться в мерзлом грунте было очень трудно. Ведь надо вырыть окоп не толькодля себя, но и для орудия, и для машины-полуторки, с помощью которой перевозили миномет и мины. Арсений, Михаил и Иван служили в этой батарее с октября 1944 года.
А сами были родом из одной деревни в Беларуси. Арсений и Михаил были совсем молодые, а Иван ушел на фронт, оставив молодую красавицу-жену Зинаиду и пятеро детей мал мала меньше. Мобилизация была проведена сразу, как освободили город Несвиж от фашистов. Всякого горя насмотрелись все трое за годы гитлеровской оккупации, поэтому пошли на фронт, полные решимости бить гадов до последнего. Вот и сейчас, несмотря на усталость, они с ожесточением готовились к бою.
Командир батареи, старший лейтенант Рыбаков, ходил в полный рост по брустверу и отдавал последние распоряжения, делал окончательные расчеты. Этот русский человек был неимоверной храбрости. Солдаты пригибаясь бежали по дну окопа, а он ничего не боялся: ни мины, ни шальной пули. Минометчики его любили, все его приказы выполняли беспрекословно.
Ребята рвались в бой. Смазывали минометы, подносили мины. Арсений и Михаил еще раз проверили исправность орудий. Комбат доверял им и всегда просил их проверить, всё ли с минометами в порядке, так как Арсений и Михаил были смекалистыми парнями, еще до войны учились кузнечному делу. Комбат дорожил ими, лишний раз под пули не отправлял.
И вот комбат командует: «Огонь! Огонь! Огонь!». Три миномета батареи начали обстрел высотки, где укрепились немцы. Мины неслись в сторону противника со скоростью три выстрела в минуту из каждого миномета.
Выстрелы были глухими. Мины по крутой траектории взлетали очень высоко, а затем почти отвесно падали вниз, на укрепления гитлеровцев. Немцы подумали, что их бомбит советская авиация и начали подавать сигналы воздушной тревоги. Наши минометчики не только силой огня, но и морально подавляли гитлеровцев. Но потом немцы очухались. Со стороны высотки на наши позиции обрушился огневой шквал. А комбат Рыбаков командовал: «Огонь!». Бой шел оглушительный, от воя мин закладывало уши, пот застилал глаза, хотя стоял двадцатиградусный мороз.
Арсений и Михаил работали наводчиками минометов. Они до войны окончили семь классов. В то время это было хорошее образование.
От наводчика зависела точность поражения цели. Гимнастеркиу них были мокрые, самиминометчики едва держалисьна ногах. Бой шел уженесколько часов.Иван был заряжающим третьегоорудия. Он подавал 40-килограммовые мины в стволминомета, едва успевая грязной рукой смахивать пот со лба.Гитлеровцы били по нашим позициям с остервенением. Им было что терять. Они находились в крупных укреплениях на подступахк городку Казимеж-Дольны,в 150-и километрах от Варшавы.Наши бойцы работали слаженно и быстро. И вдруг Арсений и Михаил застыли на месте от огня, резанувшего глаза, а потом их оглушил страшный взрыв, накрыла взрывная волна. Опомнившись, они увидели на месте третьего орудия огромную воронку, куски обугленного орудияи машины-полуторки.Погиб весь орудийный расчет…Но их минометы не молчали.
Теперь солдаты наводили минометы со словами: «Это вам за Ивана! Это вам за Несвиж! Это вам за всех нас!». Бой окончился. Высотку наши взяли. А минометчики собрали в плащ-палатку то, что осталось от третьего расчета и похоронили на высоком взгорке возле деревни, а сами поехали занимать новую позицию. Уже пятую за этот январский день 1945 года. Трудные, суровые дни войны… После этого боя Арсений и Михаил три месяца спали с открытыми глазами. Такое у них было огромное потрясение. Оба вернулись с фронта. Вернулся живым и невредимым их смелый комбат Рыбаков. Оба друга женились. Арсений вырастил сына и троих дочерей. У Михаила детей не было. Но уже под старость у Михаила и его жены Марии появился сын. Он им был чужой по крови, но роднее родных в жизни.
Дружбу Арсений и Михаил пронесли через всю жизнь. Вдова Ивана, красавица Зинаида, так и прожила одна, вырастила пятеро достойных детей. Всегда неунывающая, работящая. Одна из ее с Иваном дочерей, самая младшая, Анна, которой не было и года, когда он ушел на фронт, жива. После войны останки воинов, павших в том бою, перезахоронили на военном советском кладбище
в польском городе Казимеж- Дольны. По официальным данным, в 164 братских и 56 индивидуальных могилах похоронено 8676 военнослужащих РККА, из них известных — 570. Лежит Иван на правом берегу Вислы в братской могиле, далеко от родной земли. Высоко на горе расположено кладбище. Как же трудно было взять эту гору тогда, в январе 1945 года в ходе Висло- Одерской наступательной операции… Еще 4 дня — и Иван был бы в Варшаве… Завезли ему родной землицы сын Константин и внук Анатолий. Низко поклонились всем, кто лежит вместе с Иваном на том большом военном кладбище. А написала этот рассказ дочь Арсения, услышавшая от своего отца о том бое, который он не мог забыть никогда…
Светлана Тихонко,
агрогородок Оношки.