Хорошо, когда есть обратная связь между журналистом и его читателями. Значит, они — люди неравнодушные. К судьбе страны, к будущему детей и внуков. Они — исток новых знаний, впечатлений, эмоций.
Вот и недавно мне позвонила читательница «районки» Ольга Егоровна. Она посетовала, что в своей заметке «Как живем? Хорошо живем» авторской колонки («НН» за 25 мая) я для пущей убедительности не привела сравнение по наличию личных автомобилей у населения Беларуси, которое сделал Президент страны во время выступления на VII Всебелорусском народном собрании. А президент сказал следующее:
— В 1990 году прошлого века у наших граждан было в пользовании чуть больше полумиллиона автомобилей, а в 2023 году, в прошлом, — свыше 3 миллионов (в пять с половиной раз больше).
Александр Лукашенко еще отметил:
— На личном авто ездили исключительные люди а сегодня эти «исключительные» люди имеют машины на разные случаи жизни: для прогулки, на рыбалку, ну и других целей.
Благодарна читательнице за внимание к печатному слову, к проблемам, которые освещает газета. И останавливаюсь еще на некоторых аспектах обсуждаемой темы. Сейчас реальные денежные доходы белорусов в десять раз выше, чем были в середине 1990-х. К примеру, их тогда хватало на 20 кг говядины (сегодня — на 100 кг), или на 13-14 кг сыра или сливочного масла (сегодня — на 46-48 кг). Но тогда еще было попробуй найди те мясо, сыр и масло. Попробуй купи. Помню, какой дефицит представляли куриные яйца. В сельхозпредприятии в Лани даже организовали небольшую птицеферму, чтобы торговать яйцом.
Сегодня всего этого столько на полках и в холодильных витринах магазинов — бери не хочу.
Внутренний рынок Беларуси сейчас обеспечен мясной продукцией на 130%. На душу населения мы потребляем в год 100 кг мяса и мясных продуктов. В крупных торговых объектах, как подсчитали специалисты, представлено около 50 видов отечественных мясных продуктов, около 250 видов колбасных изделий, около 150 видов консервов.
Еще интересное сравнение. Доходы 10% самых богатых белорусов превышают доходы 10% наиболее бедных в 6 раз. В то же время в Польше и Швеции — в 7,3 раза, в Латвии и Литве — в 11 раз. Высока разбежка и в России, как результат ельцинско-гайдаровской политики слома социалистических экономических отношений в 1990-х и быстрого перехода к капиталистическому рынку.
— Мы делаем всё, — говорит Александр Лукашенко, — чтобы не допустить расслоения общества, чрезмерного расслоения на бедных и богатых. Пусть не каждый это понимает, не все принимают, но мы делали то, что обещали народу. И мы это сделали!
Вот та маленькая часть, которая не принимает такого решения, и организовывала беспорядки на улицах белорусских городов. Чтобы половить рыбку в мутной воде — свергнуть легитимную власть, захватить госсобственность, еще больше разбогатеть, скрыть налоги, наплевав на проблему развития социальной сферы. А те, кто не понимает простых вещей, не напрягает мозг, чтобы просчитать, для чего беспорядки затеваются, кому это выгодно, и устраивали их.
Скажите, а разве вы не возмущались, созерцая на телеэкране королевский замок Галкина-Пугачевой в Подмосковье и очень скромную хатку простого россиянина-работяги где-нибудь в костромской глубинке?! Наш Президент против такого несправедливого распределения благ. Еще с депутатских времен, уже более 30 лет, он борется с коррупцией, являющейся во многих случаях источником тех самых благ.
Почти 700 миллионов человек в мире выживают в день на 2,15 доллара. В Беларуси в апреле этого года средняя зарплата составила 2182,5 рубля. В день это 22,7 доллара. В среднестатистической семье — работающие папа, мама, у которых двое детей — на каждого получается по 11,35 доллара. Выходит — мы не выживаем, как те несчастные 700 миллионов, а живем. Пусть некоторые небогато, но — спокойно.
Можно приводить много разных примеров, где кто как живет. В богатых Объединенных Арабских Эмиратах, например, средняя рабочая неделя длится 52,6 часа. В Конго на рудниках трудятся дети 7 — 12 лет. Их смена длится 12 — 14 часов, за это время ребенок зарабатывает несколько центов. В Гамбии среднемесячная зарплата составляет 40 долларов, а работают люди 50,8 часа в неделю.
В США 60% жителей зарабатывают в месяц в среднем 3,3 тысячи долларов. 40% уходит на налоги. Воспитание и обучение одного ребенка от рождения до 17-летнего возраста в месяц обходится родителям в 1520 долларов. Далее обучение в государственном колледже — 2 тысячи в месяц, в частном — в два раза больше. Аренда скромного жилья для семьи равна где-то 660 долларов. Еще — покупка и содержание личного транспорта, оформление медстраховок, затраты на одежду, питание, развлечения… 61% жителей Штатов мечтает зарабатывать чистыми 5 тысяч долларов в месяц, чтобы иметь дом, детей и поддерживать здоровье. К слову, на лечение от коронавируса американцам приходилось брать кредит в 40 — 75 тысяч долларов. Надо было вылечиться, чтобы этот кредит выплачивать до конца жизни.
Во Франции пенсия 1200 евро. Из нее половину человек платит за аренду жилья, еще 300 евро — за коммунальные услуги. Осталось еще 300. По 10 евро на сутки. За них можно купить три круассана и три чашки кофе. Или на оставшуюся сумму французский пенсионер купит где-то 160 — 180 литров автомобильного топлива. Белорусский — после необходимых выплат — в полтора раза больше.
Сравнительные цены прошлого года
в белорусских рублях по некоторым странам:
за 1 л дизтоплива за 1 кг минеральных удобрений
Франция — 5,87 8,25
Италия — 5,81 7,45
Бельгия — 5,61 12,67
Германия — 5,41 —
Чехия — 4,66 9,68
Беларусь — 2,41 2,2
если раньше бельгийские фермеры платили за 1 тонну NPK (азот, фосфор, калий) 150 — 200 евро, то сейчас при оптовой закупке — 1000 евро. В розницу за 10 кг от британского производителя — 127 белорусских рублей.
В Польше за детский садик в месяц надо заплатить 500 — 600 евро, аренда квартиры площадью 25 квадратов на окраине вместе с коммуналкой обходится в 440 евро. В Германии один раз подстричься обойдется в 100 евро. Это очень дорого даже при их высоких зарплатах. В Хорватии пицца стоит 40 евро, в нашем Минске она — 30 белорусских рублей.
В Латвии коробка конфет фабрики “Лайма” в Риге в два раза дороже, чем она стоит в Англии. Пачка сигарет обходится латышам в 12 белорусских рублей. Бензин стоит больше чем в два раза дороже по сравнению с Беларусью.
Зная курс белорусского рубля к другим валютам, нетрудно посчитать, чтобы сделать вывод: нам нечего им завидовать. Нечего и некому. Даже в материальном отношении. А уж в моральном, духовном плане — и подавно.
Тамара ПРАЛЬ-ГУЛЬ,
заслуженный журналист
Белорусского союза журналистов.