(Окончание. Начало в «НН» за 25 мая).
Фашизм возродился?
Борясь с советским наследием, латвийские политики поощряют возрождение фашистского прошлого. 16 марта этого года в Риге традиционно прошел парад легионеров СС и их сторонников. Легионеров, уничтожавших белорусский народ. Только в том же Освейском районе с их участием было убито около 4 тысяч мирных жителей. Людей сжигали, топили, наносили раны, которые приводили к мучительной смерти. Известен факт, когда женщине вбили в голову ржавый гвоздь, а потом ее сожгли вместе с тремя маленькими детьми. А какими зверскими были убийства советских военнопленных! В 1944 году было задокументировано: «Лейтенанту выкололи глаза, гвардии лейтенантам вырезали на лбу звезды, санинструктору и другим трем санитаркам вырезали груди, старшине выкрутили ноги и выбили сапогами зубы».
Когда немцы оккупировали Латвию, с июля 1941 года там был создан 41 полицейский батальон. В маленькой, 2-миллионной Латвии насчитывалось 150 тысяч коллаборантов, ставших под знамена Гитлера. От их рук в годы войны погибли также 300 тысяч граждан Латвийской ССР. Еврейские погромы начались в конце июня. На каждого эсэсовца, участвовавшего в уничтожении евреев, приходилось по 20 — 25 добровольных помощников из местных.
Нюрнбергский трибунал признал формирования СС преступными организациями, запретил в государствах публичную демонстрацию нацистской символики, прославление нацистской идеологии и оправдание нацистских преступников. Тем не менее, в Латвии принят закон о защите чести и достоинства латышских легионеров СС. День Латышского легиона СС является государственным праздником. А на информационных ресурсах созданной на Западе бежавшими в 1945-м латышскими легионерами СС организации «Ястребы Даугавы» размещена нацистская символика. В день нынешнего парада один из их последователей сказал по телевидению о себе: «Я родился при Гитлере, в Остландии. В 42-м, мне 82 года. Я подданный Гитлера!». Наблюдается высокая заинтересованность неонацизмом среди подростков. Единомышленников они ищут по всему миру. И проявляют физическое насилие к неевропейцам.
Русофобия как госполитика
Зашкаливает русофобия латвийских властей. Она стала государственной политикой. Устраивается экзамен на знание латышского языка, но к нему допускают только тех, кто правильно, по их мнению, ответит на вопрос «Чей Крым?». Ответишь: «Русский» — к экзамену не допустят. Из 1,8 млн жителей Латвии почти 40% — русскоязычные. Неудобных депортируют, как 82-летнего Бориса Каткова, 57 лет прожившего там и вынужденного уехать в Калининград, разлучившись с детьми. Он работает главой Представительства Балтийского федерального университета им. Канта.
Русскоязычных лишают гражданских прав, медицинской помощи, пенсии, чтобы создать им невыносимые условия для жизни. А ведь среди них 800 человек старше 60 лет. «Демократия в Латвии никакая. После образования латышского государства в результате распада СССР у них до сих пор существует альянс чужих, неграждан, людей, которые не стали своими, прожив всю жизнь в этой стране. Они так и не получили латышское гражданство», — резюмирует декан факультета журналистики БГУ политолог Алексей Беляев. В Латвии принят закон, по которому с 2026 года откажутся от русского языка как второго иностранного.
В Риге планируют закрыть белорусскую школу им. Янки Купалы. Если учитель помогает ученику на русском языке, он подвергается уголовному преследованию. Экспертам и ученым запрещено давать интервью и комментарии белорусским и российским СМИ. На 14 местных русскоязычных журналистов было заведено уголовное дело, потому что, объяснили обвинение, «писали для СМИ страны-агрессора». Был арестован телемастер, помогавший жителям настраивать заблокированные российские каналы. Ему грозит до трех лет лишения свободы, а его клиентам — 181 человек — большой штраф. Книги на русском языке из библиотек списывали, но домой забирать никому не разрешали, их просто уничтожали.
В 2021 году во время ковида правительство Латвии запретило доставку жителям печатных материалов о вакцинации против коронавирусной инфекции на русском языке. А в конце 2023 года работники почты начали вскрывать письма своих граждан в Россию и Беларусь. Вот тебе и конституционная неприкосновенность частной переписки! Вот тебе и знаменитая западная демократия!
«Исторические сравнения подобных запретов приводят нас лишь к одной аналогии — гитлеровской Германии», — резюмируют эксперты. Конкретизирует политолог Алексей Беляев: «Этнократическое латышское государство пытается строить себя по заветам своих предков из 1920-1930-х, где, по сути, было маленькое фашистское государство, сформированное в рамках тогдашней Европы». И так же, как гитлеровская Германия когда-то, сейчас Латвия милитаризуется, доводя расходы на армию до 3% ВВП, покупая вооружение у США и Швеции. Умножая прибыль чужих корпораций ВПК. И превратилась в полигон для постоянных военных учений НАТО у наших границ.
Военные полигоны вместо свекловичных плантаций
Сама же Латвия живет за счет подачек Евросоюза, по требованию которого канули в Лету многие значимые производства, созданные в советское время. Что-то остановлено, что-то выкуплено западными капиталистами. Только в памяти остались их легендарный «ВЭФ» и Рижский вагоностроительный завод, автобусы «РАФ» и духи «Dzintars». Как пишет журналист Галина Наркевич, по иронии судьбы последним автомобилем, сошедшим с конвейера Рижского автобусного завода, стал катафалк.
Закрыты все сахарные заводы, рыболовный флот, единственное в странах Балтии металлургическое производство. В разы уменьшился выпуск знаменитых латвийских шпрот. Не так многолюдно сейчас на пляжах Юрмалы… Дошло до того, что в 2009 году Латвия оказалась на задворках со своим внутренним валовым продуктом — он вышел на минус 17,8%. Утрачены собственные ресурсы и источники роста. В итоге за 2023 год инфляция потребительских цен достигла 12,3% — она самая высокая в ЕС (там — 6,1%). Коррупционные скандалы, снижение объемов производства, рост цен, низкие зарплаты. Больше половины взрослого населения не может обеспечить даже базовые потребности. Латвия входит в число самых бедных стран ЕС. Сокращены расходы на соцзащиту, здравоохранение. Идет эмиграция людей. В среднем каждый день в стране минус 47 человек. Эксперты посчитали, что к 2103 году никого не останется. Люди не видят себя в будущей Латвии. Если в 1990 году в ней жило 2 млн 600 тысяч человек, то сейчас — 1 млн 800 тысяч. За 34 года Латвия потеряла 785132 жителя. Это 30,43 % от общего числа. В 1990-м в стране было три города с населением более 100 тысяч человек, сейчас — одна Рига. В Даугавпилсе и Лиепае количество жителей сократилось на 38 — 41%. Об этом говорится в отчете центрального статистического управления страны. Закрыто 400 школ, потому что детей нет. Минус 500 населенных пунктов. Да и тех детей, что есть, иногда некому учить. Педагоги бьют тревогу: 6% ребят 10-11 лет не умеют читать. Вот что такое Латвия сегодня.
Еще один латвийский блогер и журналист Роман Шкленник тоже переехал в Беларусь: «Когда ты видишь, как твоя страна постоянно действует вопреки собственным интересам, ты понимаешь, что твое благополучие в какой-то момент закончится».
18 марта 2024 года Национальный совет по электронным СМИ заблокировал девять сайтов, в том числе два — белорусские. Чтобы они не «дискредитировали латвийское государство и НАТО». Хотя, наверно, его уже невозможно дискредитировать больше, чем их собственные политики это сделали и делают сейчас во главе с президентом Ринкевичсом, проводником интересов США, открытым геем, о чем нет-нет да и хвастается.
Какие были планы у нашей соседки после распада СССР? Стать мостом, посредником между Западом и Востоком. А на деле? «Скатились до обычной торговли суверенитетом, накручивания мнимых угроз в интересах патронов и превращения в цепных псов новой холодной войны», — это мнение политического аналитика Алексея Дзерманта.
Восьмого марта я с удовольствием смотрела праздничные концерты, телепередачи. В новостях показали: в Латвии — акция, женщины вышли на марш за улучшение своей жизни, против насилия. От домашнего насилия у них страдает каждая третья. А что же государство? А ему всё равно. И милым женщинам Латвии не до концертов.
…Какие же молодцы мои родители, что не остались когда-то жить в этой стране. Не каждый человек в силах воспринимать, находиться в тех реалиях, о которых шло сегодняшнее повествование.
Тамара ПРАЛЬ-ГУЛЬ,
журналист.