Образцовый танцевальный коллектив «Оникс» Несвижской детской школы искусств из года в год завоевывает высокие награды, пополняя копилку достижений. При, казалось бы, невероятной легкости на сцене, каждое выступление — это тяжелый труд и для ребят, и для педагога. Подробнее о том, как создаются номера, и тонкостях работы — в нашем интервью с руководителем коллектива Екатериной Лабазой.
— Екатерина Григорьевна, как бы Вы охарактеризовали своих учеников?
— Супер-дети. Одномоментно они умеют быть сконцентрированными на музыке, танце, выдавать характер, а также взаимодействовать со зрителем. На хореографическое отделение мы набираем деток семи-восьми лет и со временем выявляем наиболее заинтересованных, трудоспособных. Коллективы начинаем формировать примерно с третьего класса. На сегодняшний день у нас есть два состава — младший и старший. В них занимаются дети 9 — 11 лет и 13 — 15 лет.
— Екатерина — Вы очень яркий, энергичный и позитивный человек. Но какой Вы педагог?
— Требовательный и строгий. После репетиции мы можем и пошутить, и вместе сходить поиграть в волейбол, но во время работы над номером — трудимся, пока не будет результата.
— На концерте всё выгляди живо и легко, а сколько работы таится за этим?
— Я всегда говорю детям: вы как пчелки, зритель никогда не должен понять, сколько труда вложено. Внешне всё должно выглядеть легко и красиво. После репетиций ребята выходят уставшие, с них 20 потов сходит. Есть учебные дни с расписанием. А в субботу мы ставим концертные номера. Бывают и долгие репетиции — с часу дня до пяти вечера. Это всегда серьезная работа.
В хореографии важна точность каждого движения. Есть целые книги, посвященные тому, как меняется положение глаз в народном танце. Допустим, о коллективе «Березка» есть целый научный труд. 300 положений глаз в танце. Я не говорю уже о ногах! И это всё очень непросто. Скрупулезно и долго.
— Почему преимущественно народные танцы?
— Я сама народница, и люблю народные танцы. Мы пробовали себя в современной хореографии, но вернулись к истокам. Современного сегодня много, а вот традиции, наши корни — уникальны. Но основная причина в выборе направления в том, что мы стараемся показывать детям мир. Поэтому большое внимание я уделяю созданию конкурсных номеров. В феврале мы выступали в Москве по приглашению Международного благотворительного фонда им. Владимира Спивакова. Скоро, в мае, младшим составом едем в Москву на конкурс «Кремлевские звезды». И, конечно, когда ты выезжаешь куда-то, хочется показать частичку своей национальной культуры.
— Влияет ли занятие танцами на ребенка?
— Да, дети растут другого качества. И не потому, что они лучше или хуже, чем другие, а потому, что с большим уважением и вниманием относятся к своей истории, традициям. Не забудем и о том, что в народном танце большое внимание уделяется взаимодействию партнеров — мальчиков и девочек. То, как мальчик подает руку, а девочка сверху кладет свою — нюансы, которые закладывают основу взаимоотношений.
— Тяжело работать с мальчиками? И много ли их у вас?
— Они требуют внимания, это факт. Девочки зачастую послушные, исполнительные, а мальчики — сорвиголовы. Сегодня у нас очень крепкий младший состав — впервые такой многочисленный, — в нем 11 пар. Не так давно мы ездили на областной конкурс «Карагод сяброў», и надо отметить, что мальчиков в танцевальных классах дефицит. В другие школах — до пяти мальчишек. А у нас и в старшем составе парни есть — богатыри уже, — и в младшем. Когда десять пар стали танцевать «Крыжачок», они всю сцену заполнили собой.
— Насколько важны физические данные юного танцора?
— Знаете, нет талантливых детей, есть дети, которые много работают. Конечно, дети проходят отбор, чтобы попасть к нам, но за набор веса я не ругаю — порой это часть их взросления. Бывает так, что ребенок крупнее других, но при этом добивается результатов лучше остальных.
— Чтобы поставить танец, нужно заинтересовать ребенка. Как убедить ученика, что ходить на репетиции важнее, чем гулять на улице с друзьями?
— Многое зависит от родителей. Когда дети маленькие, родители — это первое, что работает. Если нет коммуникации между родителем и педагогом — ничего не будет. До первых выездных выступлений дети не понимают, что им могут дать танцы. А вот когда ребята уже сдружились между собой, куда-то съездили, показали свои таланты, желания работать становится больше. Мы в субботу ездили на областной конкурс, и ребята так горели этой поездкой!
— Когда я училась в музыкальной школе, видела много примеров, как ребята резко решали бросить учебу. Иногда даже за год до выпуска. Бывает ли такое у юных танцоров?
— Да, обычно на середине обучения. Это очень сложный этап. Обычно вначале говоришь с мамой, а потом уговариваешь ребенка поучиться еще чуть-чуть. Так, в один год ребенок наотрез оказывается продолжать обучение, а на следующий — стоит на сцене и своей яркостью покоряет всех. Это момент взросления, выбора. И к нему нужно быть готовым.
— Танцевальный коллектив — это мини-общество. А что делать, если дети что-то не поделили между собой? Могут ли личные обиды отразиться на общем выступлении?
— Если кто-то ругается, это плохо. Мы со старшими детьми однажды поехали на международный конкурс «Золотая пчелка». Это был очень сильный состав, который уже закончил нашу школу. И они перед конкурсом разругались страшно. И на качестве выступления это сказалось. Мы не заняли ничего, привезли Диплом участников. Эта ссора стала очень тяжелым моментом. Здесь как в семье — либо вы переживете кризис, либо всё развалится. Для коллектива всё закончилось благополучно, участники конфликта пошли навстречу друг другу и смогли сплотиться вновь.
— К разным детям разным подход?
— Разумеется. Дети все очень разные. Есть ребята, на которых нельзя поднимать голос. Совсем. А есть трудоспособные и спокойные. Конечно, кому-то порой чаще остальных хочется баловаться, играть, а не работать. Бывает и так, что ребенка не заставить прийти на репетицию, но потом он больше всех волнуется за результат, выкладывается на выступлении. Всё индивидуально. Был у меня опыт, когда ученик не слушался ни на йоту. Я не знала, что делать. Пытаясь найти подход, я заметила, как с ним разговаривала бабушка другого ребенка: он кричит, а она спокойно отвечает. И ребенок воспринимает. Я решила поступить так же. Спустя два года — этот ученик у меня самый золотой, главный помощник. И такое было в моей практике.
— Екатерина, вы отдаете преподаванию, своим ученикам столько времени и сил, что возникает закономерный вопрос: как не забывать про всё остальное?
— Мне повезло. Дома есть опора и поддержка. Не было бы дома, не было бы ничего. Когда в семье всё хорошо, стабильно, тогда и в хореографическом зале ты можешь выкладываться без оглядки. Если дома всё плохо, то тебе и не до работы будет.
— Где вы берете идеи для танцев?
— Иногда смотришь на детей и понимаешь: эти могут всё, а этим еще рано давать те или иные элементы. Порой вдохновляет увиденный костюм, порой — музыка. Всё очень по-разному.
— Что танцы могут дать формирующейся личности?
— Умение общаться. Дети, которые занимаются танцами, — раскрепощенные, легко идут на контакт и заводят друзей. Они яркие, харизматичные. Это дети, умеющие быть в центре внимания, знающие цену себе и своему труду.
Экзамен — это сильнейший стресс, а каждое конкурсное выступление — мини-экзамен. И ребенок постоянно в этом опыте: собраться и выдать результат. Многие дети, которые обучались хореографии, построили хорошие карьеры. Разумеется, это не только благодаря танцам, но навык доводить дело до конца, работать, пока не получишь результат, оттачивается за семь лет занятий.
В конце мая в Несвижской детской школе искусств пройдет набор на хореографическое отделение. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился танцевать и свободно чувствовать себя на сцене — загляните в ДШИ и запишитесь на прохождение вступительных испытаний.
Неонила ЛЮБАНЕЦ.
Фото из архива образцового танцевального коллектива «Оникс»