В мартовские дни, когда Верховый Суд Республики Беларусь завершал рассмотрение уголовного дела в отношении палача Хатыни из 118-го украинского карательного батальона Владимира Катрюка, неонацисты ВСУ ракетами РСЗО «Вампир» убивали мирных жителей Белгородской области Российской Федерации. В ней за неделю погибли 16 человек, более 100 человек были ранены. Когда слушала сообщение об этой трагедии, осенила мысль: жителей Белгородчины сейчас убивают ракетами чешского производства, а в 1943-м Катрюк хладнокровно расстреливал выбегающих из огня белорусов карабином или автоматом, произведенном тоже… в Чехословакии.
В Чехословакии в 1940-х годах были размещены важнейшие немецкие производства по выпуску военной техники — танков, самолетов, артиллерии и стрелкового оружия. Вместе с нацистской Германией против СССР воевали Румыния, Италия, Австрия, Бельгия, Албания, Венгрия, Испания, Финляндия, Франция, Хорватия, Польша, Чехословакия. Были и наемники из других стран. На захваченных гитлеровцами территориях Европы и производства, и людские ресурсы работали на Третий рейх. В услужение к нему пошли коллаборанты, предатели из союзных республик. Тот же Катрюк, к примеру, — выходец из Западной Украины.
В архивах сохранились документы со свидетельствами участников и очевидцев хатынской трагедии и других зверств преступников: показания бывших полицейских и рассказы выживших жителей во время следствия в послевоенные годы. В них Катрюк фигурирует часто как очень активный исполнитель гитлеровского плана по нашему уничтожению. Вот отрывки из некоторых:
«…Полицейским было приказано собрать и выгнать на шоссе работавших в лесу гражданских лиц… Часть полицейских первого взвода под командованием Лакусты и Катрюка… оцепили лесорубов и выгнали их на шоссе Плещеницы — Логойск. Лесорубов было много. Среди них были мужчины и женщины… Когда людей загнали в сарай, двери его закрыли и заперли… Затем кто-то из полицейских поджег крышу сарая. В сарае люди начали кричать, плакать, стучать в дверь…».
Или еще: «… Когда мы тронулись идти, имея перед собой рабочих, то в это время один из них начал убегать в лес. Видел, что по убегающему рабочему стреляли полицейские Лакуста, Катрюк, Иванкив… Мелешко сразу первым начал стрелять в оставшихся рабочих. Затем в этих рабочих стреляли также Иванкив, Лакуста и Катрюк. На горе около самого леса убили женщину-партизанку… Катрюк затем мне показывал и говорил, что у убитой партизанки он забрал пояс и пистолет, а также ручные часы с браслетом. Наша рота и СС еще до нас вошли в деревню Хатынь. Когда мы вошли в деревню в составе 1-го взвода, я видел, как наши полицейские Иванкив, Кмит, Катрюк поджигали дома деревни. … Дверь сарая была открыта, и я видел, как из горящего сарая выбегали люди… Видел, как по выбегающим людям стреляли Иванкив из ручного пулемета, Катрюк из карабина…» («Беларусь сегодня», 7.02.2024 г.).
Единственным оставшимся в Хатыни живым взрослым был Иосиф Каминский. Он рассказывал: «Убитые падали на меня, еще живые метались в общей толпе, словно волны, лилась кровь из раненых и убитых. Обрушилась горящая крыша, страшные, дикие вопли людей еще более усилились… Мне удалось из-под трупов и горящих людей выбраться и доползти до дверей. Здесь же один из карателей выстрелил по мне, ранив в левое плечо. Я лежал без движений, притворившись мертвым… Вскоре услышал сигнал к отъезду карателей, а когда мой сын Адам, который лежал неподалеку от меня, в метрах примерно трех, позвал меня к себе, я подполз, приподнял его и увидел, что он перерезан пулями пополам. Мой сын Адам еще успел спросить: «Жива ли мама?» и умер» («СБ -Тенденции», 21.03.2024 г.). У Иосифа Каминского, ставшего символом непокоренности белорусов, в Хатыни погибли жена и четверо детей.
Катрюк возглавлял отделение первого взвода первой роты 118-го карательного украинского батальона. Взвод состоял в основном из националистов Западной Украины, как и сам палач Катрюк, с детства впитавший ненависть ко всему советскому. Осенью 1941-го он добровольно вступил в формирование украинских националистов Буковинский курень, затем — в 118-й батальон охранной полиции, созданный в 1942-м. Катрюк служил немецкому нацисту Гитлеру, убивая целыми семьями белорусов и евреев, сжигая их живыми.
В Хатыни в тот роковой день 22 марта 1943 года погибли 149 жителей, в том числе 75 детей.
Были и другие злодеяния Катрюка на нашей земле. 6 января 1943 г. в д. Чмелевичи Логойского района полицейские убили 3 человека, сожгли 58 домов. Мирных жителей держали полураздетыми несколько часов на морозе, а их имущество разграбили. 18 февраля в деревнях Котели и Заречье того же района убили 16 человек, сожгли 40 домов. 7 марта сожгли деревню Боброво, в апреле — деревню Завишинская Рудня, тоже на Логойщине. А еще были карательные операции в Губе, Россохах, Малых Нестановичах, Дальковичах, Вилейке, Осовах, Лучинском Бору… Следствием установлено: в составе вооруженной группировки Катрюк убил не менее 393 человек, включая 125 детей.
118-й карательный батальон осуществлял свои черные дела в тесной связке с головорезами особого батальона СС Дирлевангера, который состоял не только из немцев. В нем тоже служили украинские националисты и, как свидетельствуют архивные документы, в сожжении людей в Хатыни участвовали именно они.
Верховный Суд Беларуси 18 марта 2024 года вынес приговор по делу палача Хатыни Катрюка. Он признан виновным в совершении геноцида, в преступлении, предусмотренном ст. 127 Уголовного кодекса. Обвинительный приговор провозглашен без назначения наказания, так как Катрюк умер в 2015 году.
В 1945-м он сдался войскам западной антигитлеровской коалиции, служил во Французском иностранном легионе, а в 1951-м под чужой фамилией сбежал в Канаду. Предоставил там ложную информацию о том, что делал во время войны. В 1980-х годах советские органы запросили помощь у властей Канады на предмет выдачи фашистского палача. Им было отказано. Но Катрюка обвинили в Канаде в 1987 году за сотрудничество с немецким нацизмом. Обвиняемый отрицал свое участие в убийствах мирных жителей, уверяя, что он их «охранял от партизан». К защите предателя подключилась большая украинская диаспора в Канаде. Катрюку сохранили гражданство этой страны, и преступник дожил до 93 лет, имея награды за службу нацистской Германии.
К сожалению, и некоторые другие страны Запада приютили после войны карателей, не все из последних понесли наказание за свои деяния против человечности. Но их преступления не имеют срока давности. Это было провозглашено Нюрнбергским трибуналом в 1946 году. Ответственность неотвратима.
Нацизм на Западе, в Украине реабилитировали. Сейчас кровавая история повторяется, но только на современном уровне технологических возможностей. А вот злоба, ненависть, цинизм киевского режима и его западных кураторов, стремление убивать русских любой ценой зашкаливают. Нет результатов на линии соприкосновения во время российской СВО — бьют по мирным жителям. И так же за спиной украинских неонацистов стоит коллективный Гитлер в лице 32 стран НАТО. И так же по русскому миру стреляет американское, немецкое, британское и другое оружие. И чешское. В руках внуков коллаборантов. Как в Великую Отечественную — в руках палачей-украинцев Катрюка, Васюры, Гунько и им подобных. Стреляет по мирным людям — старикам, женщинам, детям.
Президент Чехии Петр Павел вышел в лидеры среди своры единомышленников в поиске артиллерийских снарядов для ВСУ. Его усилиями украинцам поступит 300 тысяч снарядов, а всего он пообещал 800 тысяч. Хотя простые жители Чехии протестуют против поставок оружия Украине, 69% граждан считают, что войну надо заканчивать.
В XXI веке палачи и убийцы стали на своей родной Украине героями. Нацистская киевская власть присвоила Владимиру Катрюку звание почетного гражданина города Черновцы, вблизи которого он родился.
Тамара ПРАЛЬ-ГУЛЬ,
заслуженный журналист Белорусского союза
журналистов.