Для 40% маленьких пациентов с нейробластомой этот диагноз не сулит радужных перспектив: летальный исход возможен из-за рецидивов. Однако научная мысль не стоит на месте, и ученые всего мира предлагают новые технологии и новые варианты лечения. В Беларуси еще в 2019 году стартовал пилотный проект, в ходе которого к безнадежно больным пациентам применяли индивидуальную ДНК-вакцину для профилактики рецидивов. К этому времени накоплен некоторый опыт, который оказался успешным. Восемь из десяти пациентов, кому ввели вакцину, находятся в стойкой ремиссии. В Международный день детей, больных раком, о совершенно новой, уникальной технологии корреспонденту БЕЛТА рассказали в РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии.
Поражение: причины и исход
По статистике нейробластома — одна из наиболее частых злокачественных солидных опухолей у детей в возрасте до 5 лет. По частоте встречаемости занимает третье место. Перспективы лечения зависят от группы риска. Шансы на выживание у пациентов из группы высокого риска не так велики. Особенно печально то, что 40-45% пациентов на момент диагностики относятся именно к этой группе риска. Применение всего арсенала лечения — химиотерапии, оперативного лечения, высокодозной терапии с аутотрансплантацией костного мозга — позволяет добиться пятилетней выживаемости примерно в 35-38% случаев. Основная причина неудач заключается в прогрессировании заболевания и появлении рецидива.
«Рецидивы возникают чаще всего в первые два года, процент рецидивов высокий — 50-55%. На лечение во второй линии отвечают не все пациенты. Эффективность мероприятий на второй линии довольно низкая и составляет 20-30%», — отметила заместитель директора по клинике Инна Пролесковская.
По ее словам, сейчас в мире наблюдается тенденция, когда терапия онкологических заболеваний индивидуализируется. Использование химиотерапии в больших дозах, трансплантация дают свои результаты, но эти технологии чреваты токсическими долговременными эффектами, и предел токсичности уже достигнут. Новых химиотерапевтических препаратов особенно не появляется, поэтому мировая наука заточена на изучение биологии клетки. За счет использования таргетных (точечных) препаратов и иммунопрепаратов происходит стимулирование собственного иммунитета пациента для борьбы с онкологическим заболеванием.
Профилактика после ответа
Возможность использовать иммунотерапию нейробластомы в Беларуси открыл доклинический проект, который начался еще в 2016 году в РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии. Проект продолжался по 2018 год. Он предполагал разработку методики получения ДНК-вакцины, ее апробирование на мышах показало эффективность и низкую токсичность. В 2019 году начался пилотный проект по использованию индивидуальной вакцины у пациентов для профилактики рецидива заболевания. Впоследствии была утверждена инструкция о порядке применения нового метода, но об этом чуть позже.
«Мы не использовали вакцинацию в первой линии, то есть в качестве первого метода лечения. ДНК-вакцинация применялась во второй линии, когда был достигнут полный или частичный ответ на лечение с помощью химиотерапии. Она позволяла закрепить результат и профилактировать рецидивы заболевания», — пояснила Инна Пролесковская.
Укол и не только
По словам Инны Пролесковской, полный курс вакцинации включает три цикла, каждый из которых длится три недели. Включая необходимые перерывы на это уходит три месяца. До вакцинации и после проводятся иммунологические исследования, во время которых медики анализируют, как иммунная система данного пациента реагирует на введение вакцины.
«Опыт показывает, что ДНК-вакцинация переносится хорошо. Лечение проводится в условиях дневного стационара. Пациент поступает к нам, обследуется, подтверждается статус основного заболевания, оценивается состояние иммунной системы. Если все соответствует критериям протокола, подписывается информированное согласие. И пациент начинает вакцинацию», — рассказала замдиректора.
Результаты опубликованы
Пилотный проект подтвердил низкую токсичность и хорошую переносимость ДНК-вакцины. В конце прошлого года результаты проекта опубликованы в российском онкологическом журнале. В нем авторы провели сравнительный анализ результатов лечения пациентов с рецидивами, получавших химиотерапию, и пациентов, которым применили ДНК-вакцинацию. На момент опубликования материала пациентов, пролеченных с использованием новой технологии, было не много — всего шесть. Тем не менее результаты впечатляют. Четыре пациента из шести находились в ремиссии, без признаков рецидива заболевания. Некоторые из пациентов прошли уже два курса вакцинации с промежутком в год. Переносимость хорошая, пациенты находятся в ремиссии.
Утверждение Минздравом в 2022 году инструкции о порядке применения этого метода позволяет оказывать платные услуги пациентам с нейробластомой из стран ближнего и дальнего зарубежья.
На данный момент (с 2019 года) курс вакцинации получили десять пациентов: девять белорусов, один приезжал из РФ. Эффективность лечения подтверждается. Большинство из пациентов — восемь человек — находятся в ремиссии. Один погиб от вторичного заболевания, у второго произошел рецидив заболевания, но через три года после вакцинации.
Малотоксично, безопасно и индивидуально
По словам медиков, говорить о 80-процентной эффективности лечения на основании этой информации пока преждевременно. Такой вывод требует включения большего количества пациентов в схему лечения и более длительного срока наблюдения. Однако уже сейчас очевидно, что у данной вакцинации есть своя точка приложения. Она малотоксична, безопасна и предполагает индивидуальную иммунотерапию для конкретного пациента.
«Чтобы говорить о глобальной эффективности, выборка должна составлять человек 50, а пока их только 10. К тому же должно пройти лет пять после включения последнего пациента, — отметила Инна Пролесковская. — Тем не менее эффект есть. И надо понимать, что все эти пациенты рецидивные, первичных пациентов у нас не было. Учитывая низкую токсичность и хорошую переносимость, считаем, что у некоторых пациентов вакцину можно использовать и в первой линии терапии для закрепления достигнутого ответа».
Что касается других важных выводов, медики заметили, что ДНК-вакцину можно применять и после аллогенной трансплантации костного мозга по поводу нейробластомы, но не ранее чем через полгода после процедуры.
В РНПЦ подчеркнули: разработанная технология ДКН-вакцинации уникальна. Аналогичных методик в мире нет. Белорусскую разработку зарегистрировали на международном ресурсе, на котором регистрируются все клинические исследования и описывается их клиническая эффективность.
Немного статистики
Директор РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии Анжелика Солнцева:
«Сегодня мы говорим не просто о лечении по стандарту или протоколу. Мы предлагаем для каждого пациента индивидуальное лечение — начиная от моноклональных антител, химиопрепаратов, заканчивая подбором иммунотерапии. Помимо указанного, в центре применяется еще один тип ДНК-вакцин — идиотипические вакцины против лимфом, которые используются чаще всего у взрослых пациентов. Вакцина изготавливается индивидуально для каждого пациента и применяется после завершения основного противоопухолевого лечения (химиолучевой терапии). У семи из 22 вакцинированных была стабилизация заболевания, у 15 из 22 — полная ремиссия. Общая трехлетняя выживаемость составила 100%.
БЕЛТА.