«Новинке МЗКТ нет равных на конкурсе «Инновации в строительной технике в России». «Новая разработка «Волат» для нефтегазовой отрасли!». Этот год для Минского завода колесных тягачей прошел примерно под такими заголовками. К примеру, в начале ноября из сборочного цеха выехало очередное уникальное шасси. Его главная особенность — конструкция рамы, состоящая из двух частей. Автомобиль массой в 74 т способен транспортировать оборудование массой до 50 т. В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого» мы расскажем, может ли Беларусь обойтись без МЗКТ, сколько главе государства предлагали за это уникальное производство и что будет, по мнению Президента, если завод остановить.
Как спецбюро МАЗа превратилось в Минский завод колесных тягачей
23 июля 1954 года на территории Минского автомобильного завода было организовано специальное конструкторское бюро. Его возглавил легендарный советский конструктор Борис Шапошник. Предполагалось, что здесь будут разрабатывать тяжелую и сверхтяжелую технику для Советской армии. Первым проектом спустя год стал колесный тягач МАЗ-528, предназначенный для работы с навесным и прицепным оборудованием, оснащенный десятью передачами. Пройдет время, и спецбюро превратится в самодостаточное предприятие — Минский завод колесных тягачей. И вот уже 69 лет здесь разрабатывают и производят уникальные транспортные решения для перевозки тяжелых грузов. Но этот путь едва ли можно назвать легким. К условиям трудной проходимости заводчанам не привыкать.
«Я на заводе работаю более 20 лет и застал самые разные времена. В том числе последствия лихих девяностых, когда гособоронзаказ упал до 10% от прежних объемов. Это были тяжелейшие для завода времена. Но мы их пережили, разработали целую линейку новой техники. Потом, с восстановлением экономики России в середине двухтысячных, появился устойчивый спрос на технику для военных нужд. В то время появился хороший заказ и на нашу технику», — рассказал генеральный директор ОАО «МЗКТ» Алексей Римашевский.
Тем не менее, отметил гендиректор МЗКТ, не было возможности выполнить этот заказ: «Износ основных фондов достигал 98%. Мы обратились к главе государства за помощью. Нам выдали как субсидии, так и кредитные ресурсы. Это позволило провести техническое перевооружение. И у нас появилась технологическая возможность производить технику, которая была востребована в России. А также создавать технику для белорусских силовых структур. Без этого решения (Президента Беларуси. — Прим. БЕЛТА) мы точно не были бы там, где мы есть сегодня».
Почему Лукашенко отказался продать МЗКТ
Не единожды звучали предложения купить это уникальное производство. Но отношение Александра Лукашенко к приватизации мы знаем. Предприятие создавало не одно поколение, нам ли его продавать? Президент даже напоминал правила для приватизации: изначально нужно согласие трудового коллектива, затем решение горисполкома и правительства. И только после этого документы попадают на стол главы государства. В случае МЗКТ до этого дело не дошло.
«Если что-то и продавать, то это надо продавать за большие деньги. Но нам часто говорят: мы можем за миллиард долларов такой завод построить, а вы от нас требуете два миллиарда. Я говорю: попробуйте. Завод можно построить, стены недорого стоят, оборудование можно купить, и кредиты дадут те, кто производит оборудование. А вот людей научить работать на этом оборудовании в этих стенах, создать школу для того, чтобы получать качественный продукт, — это даже не годы, а десятилетия», — так Президент Беларуси объяснил нецелесообразность продажи МЗКТ во время посещения предприятия в августе 2015 года.
Как МЗКТ стал одним из любимых предприятий Президента
Признавался Александр Лукашенко и в том, что Минский завод колесных тягачей — одно из его любимых предприятий. В свое время здесь оперативно исполнили поручения Президента по созданию машин, которые были нужны белорусской армии, а сегодня они востребованы на международных рынках. То есть потенциал и компетенции специалистов очень высокие, поэтому их крайне важно сберечь.
«Это как у нас сейчас в Беларуси: взять страну и сделать зависимой или куда-то там слить. Мы же не для этого. Поэтому я надеюсь, что ты понимаешь: завод надо сохранить», — напутствовал Александр Лукашенко нового генерального директора МЗКТ Алексея Римашевского в январе 2020 года. Глава государства также обратил внимание, что завод научился конкурировать на международных рынках и сейчас производит такую продукцию, которую способны сделать еще две-три страны в мире. «И мы должны выдержать конкуренцию. Все у нас должно быть лучше, чем у других. Тогда купят», — выразил уверенность Президент.
«Если говорить о санкциях, то мы никогда не были в простых условиях. Специфика нашей деятельности связана с тем, что нас всегда ограничивали — по крайней мере технологически. Мы с этим гнетом столкнулись достаточно давно. Начиная с 20-го года и в дальнейшем — 21-й, 22-й. Если честно, я уже сбился со счета и не отслеживаю те пакеты санкций, которые применены к нашему предприятию», — рассказал Алексей Римашевский.
Гендиректор МЗКТ отметил, что по основной продукции предприятия, которая связана с оборонкой Союзного государства, доля импортных составляющих стремится к нулю. «На некоторых изделиях она практически полностью отсутствует. Поэтому мы были готовы к этому (санкциям. — Прим. БЕЛТА), как никто», — подчеркнул он.
Что представляет собой отечественный «Волат»
«Волат» неплохо зарекомендовал себя во многих странах: добрался и до жарких пустынь Ближнего Востока, и до крайнего севера России. Хотя наша восточная соседка и сама пыталась создать подобного «зверя». О целесообразности такой «конкуренции» как-то высказывался и Президент.
«Вот вы были на МЗКТ. Это суперпродукция, которая экспортируется процентов, наверное, 80 в Россию. Сейчас начали на КАМАЗе что-то пытаться подобное сделать. До сих пор денег кучу потратили, но ничего не сделали. Я Путину говорил: зачем ты это делаешь? Вот есть предприятие. Есть проблемы по закупкам или по цене, по качеству? — «Никаких». — «Так зачем тогда создавать?». Создавая альтернативу, вы нас просто этим самым выталкиваете из этого союза. Какой союз, если вы не покупаете нашу продукцию, а мы вашу. Какой тогда у нас интерес базовый будет?» — обратил внимание на необходимость большей согласованности в действиях Беларуси и России Александр Лукашенко на встрече с представителями российского медийного сообщества в декабре 2018 года.
А вот яркий пример союзного взаимодействия. Отечественный «Волат» стал отличным техническим решением для создания самого мощного в России автобетононасоса Zoomlion. Высота стрелы достигает 63 м. Не станем перечислять технические особенности, лишь добавим, что новинку признали победителем в одной из номинаций. В профессиональных кругах это многое значит.
«В среднем за 10 лет больше 70% техники предприятия эксплуатируется в России. Естественно, эта техника создается с использованием как российских, так и белорусских компонентов. Если говорить о новшествах, то мы стартовали с совместным импортозамещающим проектом с Галичским автокрановым заводом, с которым мы делаем тяжелый кран для нужд «Газпрома», — рассказал гендиректор МЗКТ.
Какими характеристиками колесные шасси МЗКТ наделили «Полонез»
Самое мощное оружие белорусской армии «Полонез» базируется на колесных шасси МЗКТ. Отсюда его высокая мобильность, плавность хода, высокая проходимость и скорость движения. И, что примечательно, это одна из немногих систем в мире, которая стала в армейский строй спустя считанные годы, а не десятки лет разработок.
«Мы в некотором смысле родоначальники подвижных многоосных колесных платформ для спецоборудования, прежде всего — оборонки. Мы стремимся занимать лидирующие позиции, развиваться в этом отношении. Ряд контрактов, которые мы завоевали в конкурентной борьбе с крупными мировыми производителями, подтверждают, что наши позиции достаточно сильны. Могу смело говорить, что по такому направлению, как тяжелые танковозы, мы номер один в мире», — сказал Алексей Римашевский.
Почему в 2020-м пытались раскачать ситуацию на МЗКТ
Минский завод колесных тягачей — открытое акционерное общество, 100% акций которого принадлежит государству. Здесь выпускают уникальную продукцию и претендуют на мировое лидерство в сфере выпуска большегрузных колесных транспортных средств высокой проходимости. Очевидно, это нравится не всем. Теперь вы понимаете, почему в 20-м году именно на территории этого предприятия была попытка перевернуть все с ног на голову и посеять хаос и в коллективе, и в стране? Кто-то очень хотел бы вместо успешного предприятия видеть здесь заброшенную территорию. Бизнес, ничего личного…
«Послушайте, я никогда вас не предавал и не предам, — заверил Президент Беларуси заводчан во время посещения МЗКТ в августе 2020 года. — Жили, вроде, спокойно, тихо, завидовали нам, уважали. Что вы сотворили со страной? Вы же из этого будете выкарабкиваться! Успокойтесь, сядьте, работайте. А потом с вами в январе здесь встретимся, и вы скажете, что произошло и что нужно еще сделать». <…> «Не провоцируйте! Я все пережил. Переживу и это. Но вы думайте о себе сейчас. Вот я сегодня ушел. Что завтра, вы подумали? Вы, пожалуйста, чтобы была зарплата, не губите свое предприятие. Лукашенко завтра уйдет, но вы-то здесь останетесь».
Они остались. Эмоции утихли, и лишь спустя время оказалось, насколько дальновидным был тогда глава государства. Александр Лукашенко не просто не предал, он по-прежнему на стороне рабочих. Причем оперативно вникает в житейские проблемы. Недавно откликнулся на просьбу работников МЗКТ и поддержал предложение о безвозмездной передаче им жилья в столичной многоэтажке. Раньше в здании располагалось нежилое общежитие. В 2013-м его передали в пользование МЗКТ. За счет средств предприятия там провели ремонт и реконструкцию, переделав под многоквартирный жилой дом арендного типа. С учетом принятого решения Президента завод сможет сам устанавливать плату за жилье и дополнительные льготы.
«На предприятии удалось сохранить конструкторскую школу, обновить технологические возможности. Мы уверенно смотрим вперед, развиваемся, производим большое количество новых моделей. Все это благодаря помощи главы государства, который ее своевременно оказал. Он верит в завод, доверяет нам, и мы не можем его подвести», — сказал гендиректор МЗКТ.
Какие цели руководство предприятия ставит на будущий год
2023-й для заводчан стал рекордным. В экспериментальном цехе разработали и произвели порядка двух десятков новых моделей. Не менее амбициозные планы на будущий год. Как бы кому не хотелось, но усмирить «Волат» не получится, разве что подзадорить на новый технический скачок.
«Мы не забываем про свою традиционную технику, продолжаем ее выпускать. В этом году мы разработали очень много моделей для народного хозяйства, нефтегазового сектора, строительной отрасли. Прежде всего, это целая линейка шасси для бетононасосов. Есть успешные проекты для кранового оборудования и защищенная спецтехника», — рассказал Алексей Римашевский.
Генеральный директор МЗКТ отметил и дальновидное решение Президента Беларуси, который в свое время дал поручение по созданию своего защищенного автомобиля. «В этом году мы сделали прорыв и вышли на серийное производство», — подчеркнул Алексей Римашевский.
«На МЗКТ я был. Остановите, пожалуйста, без МЗКТ Беларусь обойдется. Все, что мы там выпускаем, наверное, процентов на 15 остается в Беларуси. Все остальное идет на экспорт. Как только остановите, с вами никто разговаривать завтра не будет. И где будете вы потом? Сколько у нас там — 5-6 тыс. человек, умножьте на четыре — 20 тыс. с семьями. Кто кормить детей будет?» — заявил белорусский лидер во время рассмотрения кадровых вопросов в октябре 2020 года.-0-
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.