Школьные библиотекари играют важную роль в стимулировании чтения, развитии информационной грамотности и поддержке учебного процесса. В честь Дня школьных библиотек, который праздновался на уходящей неделе, мы решили больше узнать о роли библиотекаря в образовательном процессе и о том, как школьная библиотека влияет на жизнь учеников, через нашу героиню – Хомич Татьяну Викторовну.
– Татьяна Викторовна, расскажите немного о себе.
– Родилась и выросла я в Несвиже. Окончила Несвижскую гимназию. Высшее образование получила, окончив БГПУ имени Максима Танка по специальности «Психолог. Преподаватель психологии». Связать свою профессиональную деятельность с работой в библиотеке никогда не мечтала, но так сложилось. Уже в школьные годы я была частым посетителем библиотеки в своей школе. Это было особенное место, где можно было провести время после уроков, погулять между стеллажами, которые напоминали настоящий лабиринт, и, конечно же, почитать книгу.
Поэтому, когда появилась ставка библиотекаря в одной из школ района, я решила попробовать себя в этой сфере. И вот уже 5 лет работаю во второй Городейской школе.
– Какую роль играет школьная библиотека в образовательном процессе и развитии учеников?
– Развитие образования сегодня, на мой взгляд, невозможно без библиотеки образовательного учреждения. И в первую очередь – школьной библиотеки. Библиотека в школе – это информационный, образовательный, культурно – досуговый элемент образовательной среды. Школа ставит задачу – создать условия для раскрытия творческого потенциала ребёнка и библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребёнка.
Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра – оказание помощи учащимся и учителям в учебно – воспитательном процессе. Я считаю, что без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции. Библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность. Но здесь важна неразрывная связь библиотекаря, учителя и ученика. Именно в сотрудничестве школы и библиотеки можно воспитать всесторонне развитую личность.
– Какие услуги и ресурсы предоставляет ваша библиотека для учеников и учителей.
– В нашей библиотеке, конечно, в первую очередь можно воспользоваться литературой, рекомендованной программой: учебники, художественная литература, методические пособия, наглядные материалы. Любой ученик может воспользоваться материалами из фонда библиотеки. Вся литература находится в открытом для читателя доступе. Но не все книги выдаются на дом. С ценными или представленными в единственном экземпляре изданиями можно ознакомиться только в читальном зале библиотеки.
Также в библиотеке есть возможность поиска недостающей информации в интернете и её распечатка.
– Какие мероприятия и программы проводятся в школьной библиотеке для стимулирования чтения…?
– В нашей библиотеке практически всегда шумно и никогда не бывает скучно. Любой ребёнок находит здесь занятие по душе. Дети идут в библиотеку не только почитать, но и порисовать, поиграть в настольные игры, часть из которых я сделала сама. В библиотеке ребята имеют возможность переключиться, сменить вид деятельности, снять напряжение. А кто-то приходит просто поговорить, поделиться своими победами или неудачами, попросить совета и получить поддержку, в чём я никогда не отказываю.
С целью развития у учащихся интереса к книге и чтению проводятся различные мероприятия. В соответствии с календарём международных и государственных праздников, знаменательных и памятных дат ежегодно организуются книжные выставки, выставки – викторины, тематические полки, открытые просмотры литературы.
Ребята с большим удовольствием участвуют в конкурсах чтецов, сетевых акциях. Так, в прошлом учебном году мы приняли участие в международном онлайн-конкурсе чтецов «Беларусь, я чую ў песні голас твой…», посвящённому 110-летию белорусского поэта Максима Танка, организованном Центром национальных меньшинств «Радзіма» (Эстония).
Работа была отмечена подарками и благодарностями. Также ежегодно наша библиотека участвует в международной акции «Читаем детям о войне», инициированной Самарской областной детской библиотекой. Участие всегда отмечается дипломами. Есть ребята, которые сами проявляют инициативу и участвуют в конкурсах регулярно.
Основная часть мероприятий проходит в рамках шестого школьного дня и в каникулярное время: конкурсы, викторины, интерактивные игры, информационные часы, беседы и т.д. Все они направлены не только на развитие интереса к книге, но и развитие бережного отношения к ней.
Любая работа с книгой должна проходить через игру, чтобы заинтересовать ребёнка. И не важно, первоклассник это или подросток. Меняется только форма игры и её содержание. Поэтому современный библиотекарь должен держать в своих руках не только книгу, но и иметь в арсенале разнообразие форм и методов проводимых мероприятий.
Все события и мероприятия, проводимые библиотекой, анонсируются на страничке в инстаграм, которую я веду с прошлого года.
– Актуальна ли для библиотеки проблема, которая в последнее время горячо обсуждается в обществе: действительно ли детское чтение у нас переживает катастрофу?
– На сегодняшний день, к сожалению, проблема снижения интереса к чтению актуальна. Ещё совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. Но сегодня в век научно-технического прогресса дети теряют интерес к чтению. Наблюдается изменение характера чтения, преобладание «делового» чтения над «свободным», возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Но она ещё не обрела масштаб катастрофы. И в руках взрослых не допустить это. Здесь не стоит забывать и о роли семьи, о примерах, которые подают ребёнку значимые взрослые. Если родители не читают книги ребёнку, с ребёнком и не читают сами, то и ребёнок не проявит интерес. Я считаю, что в доме обязательно должна быть библиотека. Ведь первое знакомство с книгой у ребёнка происходит именно в семье. И книга должна попасть к ребёнку в руки раньше, чем новомодный гаджет. И тогда, я уверена, дружба с ней обязательно сложится.
– Верите ли Вы в то, что чтение никогда не выйдет из моды…?
– Мне очень хочется верить в то, что чтение никогда не выйдет из моды, а книгу никогда не променяют на телефон, телевизор или компьютер. Ведь даже электронная книга никогда не заменит шелеста страниц «живой» книги, её запах, хруст, особенно новой, когда до тебя её никто не открывал.
И я желаю каждому найти своего автора, свою книгу, книгу, которая откроет увлекательный мир чтения и которую захочется перечитывать вновь и вновь.
– Татьяна Викторовна, благодарим Вас за интересную беседу и желаем успехов и вдохновения в Вашей деятельности.
Интервью с Хомич Татьяной Викторовной показало, что школьная библиотека – это не просто место, где хранятся книги, но настоящий центр знаний и источник вдохновения для учеников. Благодаря преданности и энтузиазму школьных библиотекарей, ученики имеют доступ к разнообразным ресурсам, которые помогают им расширять их знания и развивать навыки чтения и исследования. День школьных библиотек – это прекрасная возможность отметить важную роль школьных библиотек и поблагодарить школьных библиотекарей за их ценный вклад в образование и развитие учеников.
Варвара ЖЕРНОСЕК.