Платежные банковские карточки постепенно становятся не только способом хранения денег, оплаты товаров и услуг, но и объектом повышенного внимания преступников. Только в Минском районе с начала года зарегистрировано более 320 киберпреступлений, рассказали в Минском РУВД.
— Первый актуальный способ — это «вишинг», — уточняет старший оперуполномоченный отделения по противодействию киберпреступности Минского РУВД старший лейтенант милиции Антон Афанаскин. — Человеку поступает звонок на мобильный телефон или в мессенджере от якобы сотрудников служб Национального банка, Ассоциации банков, правоохранительных органов. Злоумышленники умело входят в доверие и в большинстве случаев люди предоставляют данные для входа в интернет-банк. Получив информацию, мошенник списывает деньги со счетов. Бывают ситуации, когда клиент, предоставив все данные, одобряет оформление кредита на свое имя. В итоге он теряет не только средства со своих счетов, но и сумму одобренного кредита.
Также работает схема, когда преступники просят установить на мобильный телефон или компьютер приложение для удаленного доступа к этим устройствам, а сами таким образом контролируют действия жертвы. И когда люди получают на свой счет кредитные денежные средства, им сообщается, что надо перевести их на «безопасный» счет, на самом деле принадлежащий мошеннику.
Шантаж, угрозы, психологическое манипулирование — все эти приемы мошенники могут использовать в разговоре, чтобы запутать свою жертву и у нее не было времени осознать суть звонка. Антон Михайлович рассказал, что такая ситуация произошла с 66-летней жительницей Минской области. — Женщине позвонил «сотрудник милиции» в мессенджере и сообщил, что на ее имя некто оформляет кредит, — поясняет старший лейтенант милиции. — Естественно, женщина испугалась и внимательно слушала все, что ей говорили. Психологическое давление было настолько велико, что сомнений не возникало. Далее разговор переключился на псевдосотрудника Национального Банка Республики Беларусь. По его указанию женщина установила на свой мобильный телефон приложение удаленного доступа «RustDesk», которое позволило контролировать ее действия, а также получать информацию с телефона. Таким образом мошенники похитили у нее почти 163.000 рублей (накопленный за долгие годы вклад в банке).
Еще один актуальный способ киберпреступлений — «фишинг», который срабатывает на невнимательности людей. Злоумышленники создают фейковые страницы входа в «Интернет-банк», которые невозможно отличить от официальной. Люди через поисковый запрос по первой ссылке попадают на страницу мошенников. Не подозревая, что ресурс не является официальным, пользователи вносят свои данные. Так, в распоряжении мошенников оказывается информация, позволяющая получить доступ к счетам клиента. Отличительным признаком «фишинга» является наличие пометки «реклама», зависание страницы после ввода реквизитов со ссылкой на проведение технических работ, наличие орфографических и пунктуационных ошибок, некорректное наименование Банка.
— Стоит быть предельно внимательными и в мессенджерах, — предупреждает Антон Афанаскин, — так как через них мошенники получают несанкционированный доступ к компьютерной информации. Например, человеку поступает сообщение со ссылкой, чтобы проголосовать в проходящем конкурсе. Там предлагается ввести специальный код, который приходит в личные сообщения. После ввода указанного кода, злоумышленник активирует учетную запись пользователя на дополнительном устройстве и использует ее для отправки сообщений с просьбой одолжить денежные средства или шлет подобные ссылки другим пользователям. Вам также могут приходить сообщения о скидках и акциях в интернет-магазинах, купоны на определенные суммы. На самом деле это могут быть вирусные ссылки, по которым переходить не стоит. Также не стоит верить звонкам от техподдержки якобы для обеспечения безопасности данных. Техподдержка так не делает.
В социальных сетях злоумышленники осуществляют несанкционированный доступ к учетной записи человека, потом размещают историй о страшных болезнях его близких людей и тяжелом финансовом положении. Также указывают банковскую платежную карточку, на которую необходимо перевести деньги для оказания финансовой помощи. При этом афера происходит так правдоподобно, что не вызовет ни у кого сомнений.
Необходимо в очередной раз напомнить людям важные правила, которые помогут защитить их деньги.
- Не поддерживайте разговор в мессенджерах, если позвонил сотрудник банка или правоохранительных органов. Они не звонят в мессенджерах.
- Не устанавливайте по чьей-либо просьбе дополнительные и неизвестные приложения.
- Не переходите по первым предложенным ссылкам и не вводите на интернет-ресурсах свое имя, телефонный номер, паспортные данные, реквизиты платежных карт, коды доступа, сеансовые ключи и прочую информацию из поступающих SMS-сообщений.
- Сохраняйте адреса банков, госорганов, любимых интернет-магазинов и других онлайн-сервисов в закладках.
- Всегда проверяйте адресную строку браузера.
- Пользуясь социальными сетям, не выкладывайте личную информацию и проверяйте ситуации, когда у Вас просят финансовой помощи.
- Рассказывайте эту информацию пожилым людям и детям.