2 октября отмечается Международный день социальных педагогов. В этот день мы пообщались с социальным педагогом ГУО «Новоселковская средняя школа Несвижского района» Маргаритой Сергеевной Грушей.
Социальные педагоги являются надежными проводниками в мире воспитания и образования. Они помогают молодым людям находить свой путь, развивать навыки, и важнее всего – формировать чувство ответственности перед обществом и самими собой.
Наши дни наполнены вызовами и сложностями, с которыми сталкиваются дети и молодежь. Именно поэтому роль социальных педагогов становится ещё более значимой. Они являются опорой для тех, кто ищет помощь и понимание.
В этом интервью мы поговорим с нашей героиней о ее опыте, трудностях и радостях профессии социального педагога. Мы узнаем, какие вызовы сегодня стоят перед этой профессией и какие пути решения найдены нашим экспертом.
– Маргарита Сергеевна, расскажите немного о себе, как Вы попали в эту профессию?
– Работать в Новоселковскую среднюю школу пришла по распределению после окончания БГПУ им.М.Танка, по специальности «Психология» со специализацией «Педагогическая психология». Вернулась в учреждение образования, которое когда-то сама и окончила. Работаю педагогом-психологом, педагогом социальным.
Когда для меня настало время выбирать профессию, вопросов не было. Буду педагогом! Моя мама всю жизнь проработала воспитателем дошкольного образования. С раннего детства я видела, как она взаимодействует с детьми, как легко находит с ними общий язык. А с какой любовью дети смотрят на нее, ждут чего-то новенького!
А когда встал вопрос о специализации, я решила, что хочу работать с детьми разного возраста, давать им новые знания.
– Какова роль социального педагога в образовательном процессе и жизни школы? Какие задачи и какая ответственность возлагаются на социального педагога?
– В обязанности педагога социального входит работа с трудными и проблемными детьми, с социально неблагополучными семьями, с детьми с особенностями психофизического развития, с детьми с низкой учебной мотивацией, с теми, кто пережил душевную травму. Следовательно, педагог социальный – это и педагог-психолог, и воспитатель, и юрист, и адвокат, и организатор в одном лице.
Работа педагога социального направлена на выполнение множества функций: просветительской, диагностической, консультационной, охранно-защитной, профилактической, коррекционной. Деятельность педагога социального, действительно, многофункциональна. Основная работа заключается во взаимодействии с людьми, чаще всего с детьми.
– С какими вызовами Вы сталкиваетесь в своей работе и как их преодолеваете?
– Сегодня профессия педагога социального стала наиболее востребованной. К сожалению, растет процент преступности, увеличилось число детей с трудностями в поведении. Кроме того, родители стали хуже относиться к своим обязанностям по воспитанию, содержанию своих несовершеннолетних детей.
Один из самых неприятных моментов в моей деятельности – работа с неблагополучными семьями. Грустно осознавать, что данная категория родителей не заботится о благосостоянии семьи, им безразлично, где ребенок, с кем он, накормлен или голоден. Вот для них педагог социальный является врагом, злом в их жизни. Не всегда удаётся достучаться до «непутёвых» родителей. Запутавшись в семейных дрязгах и неурядицах, горе-мамы и папы забывают о своём главном предназначении – воспитании собственных детей. Но, когда удаётся что-то сделать для их семьи хорошее, когда виден положительный результат работы, понимаешь, что зло во благо.
– Какие методы и подходы Вы используете для работы с детьми, находящимися в трудных ситуациях? Как социальный педагог сотрудничает с учителями и другими специалистами для обеспечения полноценного развития каждого ученика?
– В процессе своей деятельности мне приходится работать непосредственно с детьми, проводить профилактическую работу с трудными подростками, организовывать мероприятия с ними. Всегда легче предупредить неверный шаг ребенка, чем потом долго и методично исправлять его ошибки.
Мне также приходится работать с законными представителями несовершеннолетних. Многие из них приходят с вопросами по воспитанию своих детей. Часто взаимодействую с представителями правоохранительных органов, с ними проводим совместную профилактическую работу. И тут интересы родителей, педагога социального, сотрудников милиции совпадают. Главная наша задача – оградить ребенка от опасностей, предотвратить совершение проступка.
– Как социальный педагог поддерживает учеников в период стресса или трудных жизненных ситуаций? Какие моменты Вашей профессиональной деятельности приносят Вам наибольшее удовлетворение?
– Как правило, к педагогу социальному обращаются дети и подростки в трудные моменты, когда они потеряли надежду, не могут самостоятельно решить возникшие проблемы. Они ждут сочувствия, поддержки и конкретной помощи.
Главное в работе педагога социального – найти в ребенке индивидуальность и неповторимость, которая отличает его от всех других, найти подход к каждому ребенку, помочь найти себя, раскрыть способности, помочь самореализоваться. Необходимо донести до каждого знания о том, что он – человек, личность, имеет собственное мнение о мире, свой опыт и свои чувства. Я считаю, что самое важное в моей профессии – уважение к личности каждого ребенка.
Когда ребёнок почувствует, что я искренне интересуюсь его делами, хочу понять, помочь ему, он откроет мне свою душу, поделится своими мыслями, планами. И только тогда я смогу ему быть полезной. В такие моменты понимаешь, что моя работа не напрасна, что работаю не зря.
– Маргарита Сергеевна, благодарим Вас за уделенное нам время, позвольте поздравить Вас с профессиональным праздником и сказать спасибо за Ваш нелегкий, но очень важный труд.
В этот день хотелось бы отдать должное всем социальным педагогам, чья работа наполняет нашу жизнь надеждой и светом будущего. Пусть этот профессиональный праздник будет для них днем заслуженного признания и благодарности.
Варвара ЖЕРНОСЕК.