В мире, где слова часто уступают место нотам, а мелодии строят мосты между разными культурами и эпохами, учитель музыки занимает особенное место. Он — проводник в мир гармонии, ритма и звука, и его искусство превращает уроки в нечто большее, чем просто занятия.
Сегодня у нас уникальная возможность поговорить с таким учителем — Светланой Ярмак. Она не только делится знаниями о нотах и инструментах, но и вдохновляет своих учеников на исследование музыкальных горизонтов и поиск собственного голоса в исполнительском искусстве. Давайте окунемся в этот мир мелодий и аккордов вместе с ней и узнаем, что музыка означает для нее и ее учеников.
Окончив Барановичский музыкальный колледж, Светлана вернулась в родной Несвиж, где уже 19 лет преподает музыку юным скрипачам.
— Светлана, кто привил Вам любовь к скрипке?
— Я познакомилась со звучанием скрипки вживую еще до поступления в музыкальную школу. На этом инструменте училась играть моя старшая сестра. Мне нравилось слушать, как она разбирает произведения, хотелось научиться так играть. И мои родители — семья Бушмакиных — с уважением относились к музыке. Мама и сама получила образование по достаточно творческому направлению, режиссуре. И когда родители спросили, на каком инструменте хочу играть я, ответ был однозначный — скрипка. Конечно, не всё получалось с первого раза, но я старалась и любила играть.
Во многом на то, какое значение для меня имеет музыка и сегодня, повлияла мой учитель специальности — Ядвига Анатольевна Туркова. Именно она прорастила во мне ростки любви к этому инструменту. Довелось мне познакомиться и со стилем преподавания Александра Ивановича Кудрука, который заменял Ядвигу Анатольевну, когда было нужно. Александру Ивановичу я также благодарна за полезный опыт.
— Как человек, у которого старшая сестра также начала получать музыкальное образование раньше, я понимаю, как удобно, когда дома есть человек, к которому ты можешь подойти и попросить помочь разобрать сложное место.
— Да, это значительно ускоряет процесс разбора пьес и дает возможность скорее переходить к чему-то более сложному. Я и сейчас не стесняюсь обращаться к сестре, если понимаю, что мне нужна ее помощь. Она также связала свою жизнь со скрипкой на профессиональном уровне, преподает в гимназии-колледже искусств имени И.О. Ахремчика.
— Что любят играть юные музыканты, делается ли упор на классику?
— Конечно, играть классику нужно, но есть и современные неплохие произведения. И если ученик горит желанием выучить известную мелодию, почему нет?
— Как найти подход к ребенку?
— К каждому ученику нужен индивидуальный подход. У всех свой темп. Есть дети, у которых не сразу получается, но они очень стараются. Разумеется, я хвалю за усердие и результаты. А есть те, кому талантлив, но ленится. Таких ребят нужно суметь замотивировать. Зачастую можно подобрать произведение, которое наверняка понравится ребенку или он может сам принести ноты, и мы их разберем, разучим.
— Кроме практических навыков игры, чему Вы стараетесь научить детей?
— Для меня главное — привить любовь к музыке. Это всесторонне развивает — делает более тонким не только слух, но и восприятие красоты окружающего мира. У меня есть ученица, Анна Биялт, которая пришла ко мне в пять лет. Она не просто занимается, а проникается музыкой. Это очень редкий и ценный для музыканта дар.
— На своем опыте знаю, что иногда у ребенка появляются мысли на подобие «а зачем мне это, не хочу больше ходить в музыкалку». Как Вы справляетесь с такими периодами? И бывают ли они и сегодня у учащихся?
— Нужно подбодрить ребенка, чтобы он продолжил. Опять же, помочь ему найти причины, чтобы не бросить занятия сию секунду. Иногда такие мысли закрадываются как подсознательная проверка самого себя. И если им поддаться, то можно привыкнуть бросать всё при малейшей трудности. Чаще всего такое происходит у ребят в переходном возрасте. Дети знают, за какие ниточки потянуть, чтобы добиться своего, поэтому важна поддержка родителей. Один педагог не справится. У меня была ученица, которая в шестом классе решила бросить, когда остался всего год… С мамой этой девочки мы поговорили, сошлись во мнении. И вот я со своей стороны, мама — со своей — привели аргументы. И в итоге девочка закончила музыкальную школу. А после даже поступила в музыкальный колледж по классу скрипки. Если бы в этой ситуации не было бы поддержки семьи, всё могло бы сложиться по-другому.
— А сталкивались ли Вы сами с сомнениями насчет своего профессионального пути?
— Да, это было в то время, когда я думала, куда поступать. Я для себя выделила два варианта: учитель музыки или начальных классов. И спасибо родителям, которые посоветовали остановиться на первом. Мне это и правда, ближе. Нравится, что занятия проходят один на один с учеником, и всё внимание можешь сконцентрировать на нем. Скрипку не зря называют королевой всех инструментов. Можно всю жизнь учиться играть, да так и не научиться. Здесь мало заучить произведение технически, оно должно передавать эмоции, чувства.
— Что Вас больше всего радует в Вашей работе?
— Нравится, когда у ученика получается и ему нравится. Как и любого учителя, меня окрыляет, когда дети участвуют в конкурсах и успешно показывают свои умения. Вот, например, Анечка, про которую я уже упоминала, уже побывала не на одном конкурсе, принимала участие и в международном. Постепенно пополняется ее копилка первых мест. Казалось бы, такая маленькая девочка, а так тонко чувствует музыку.
Ощущение, что всё делаешь правильно, появляется и в моменты, когда видишь, как горят глаза у родителей, когда они приходят на выступления своих детей. Даже на простом отчетном концерте класса, родители первоклассников с гордостью слушают, как их детки играют. Волнуются, где-то ошибаются, но играют.
— Кем Вы себя ощущаете в первую очередь: музыкантом или педагогом?
— Педагогом. Я критична к себе, поэтому не очень люблю выступать, но помогать детям раскрывать свой талант — это другое. Так что я учитель, и это мне нравится.
— Программа вашего предмета рассчитана на 7 лет, но некоторые дети занимаются и по 9. Неужели обучение в подготовительном классе может растянуться на два года?
— Может. Ко мне приходят и совсем маленькие дети, начиная с пяти лет. Но это, всё же, слишком юный возраст, чтобы идти в первый класс. Зато за время подготовки научится правильно ставить пальчики, выучит ноты и будет уже уметь играть некоторые произведения. Тут главное, чтобы ребенок был готов начать обучение. Большое значение имеет и практика закрепления результата, полученного на уроке, дома. Так что я всегда очень благодарна родителям, которые интересуются успехами своих дарований, помогают им, напоминают, что было бы неплохо повторить, пройденное на уроке.
— А что если ученик талантлив, но самостоятельно не занимается?
— Знаете, в таких случаях становится обидно. Когда у ребенка есть способности, но он не желает стараться, результата не будет. Да, пример наставника важен, но без желания развиваться самого ученика, эффект будет слабый. И это печалит. А бывает так, что просто ребенок выбрал не тот инструмент. И как бы ты лично ни любил скрипку, ученику стоит предложить другие варианты.
— Кроме того, что Вы преподаете скрипку как основной предмет, Вы же еще руководите ансамблем скрипачей. Сложно ли это?
— Руководить ансамблем непросто. Когда играет одна скрипка, она может где-то сбиться и никто не заметит. Но когда играет ансамбль — ошибка одного может нарушить общую гармонию. Надо очень много репетировать, чтобы научиться слышать не только себя, но и всех остальных. Этому я и учу ребят. Если кто-то забыл ноту или не так расставил акценты — изменится общие звучание. Для детей, особенно маленьких, непросто научиться играть в ансамбле, но я рада, что им нравится. Они бегут на занятия. И потом некоторые даже после окончания музыкальной школы не оставляют ансамбль и приходят репетировать. Так что, проводя много времени вместе, юные музыканты тянутся друг к другу, конечно же, стараются в чем-то и превзойти товарищей по ансамблю.
— Светлана, напоследок, хочется задать Вам такой вопрос: как Вы считаете, искусство спасет мир?
— Конечно! Искусство, любовь и доброта спасут мир.
— Огромное спасибо за разговор и — с Международным днем музыки Вас!
Беседовала Неонила ЛЮБАНЕЦ.