— Я не вижу себя вообще нигде — ни у станка, ни где-то в офисе или разъездах. Я учитель. Я считаю себя хорошим учителем, который вкладывает знания и несет светлое, доброе, вечное, — резюмирует учитель трудового обучения и искусства Карцевичской средней школы Ольга Емельянчик.
Мы пообщались с преподавателем в преддверии ее профессионального праздника — Дня учителя, который специалист отметит уже в 18 раз.
Историю своего прихода в педагогику Ольга Михайловна рассказывает с большой благодарностью маме. Ведь именно ее решение отправить дочь учиться в колледж стало ключевым шагом в определение будущего девушки. Окончив с красным дипломом Несвижский государственный колледж имени Якуба Коласа по специальности «Учитель начальных классов. Руководитель детской студии искусства», Ольга поступила в педагогический университет имени Максима Танка и из-за преимущества отличия прошла обучение по сокращенной программе.
— Университет я закончила в 2005 году, а в 2006-м — пошла работать учителем начальных классов в Юшевичскую базовую школу. Проработала всего год, а затем из родных мест — Карцевичской школы — поступило предложение стать учителем трудового обучения, черчения. И я пошла, — делится воспоминаниями героиня этого материала.
С того момента и по сегодняшний день Ольга Михайловна успешно преуспевает в своей профессии. Причем, ни дня не разочаровавшись в ней.
— Я получаю колоссальную отдачу от детей. Вы только подумайте, они все непосредственные, живые, каждый со своим интересом, замотивированностью и взглядами на мир. Вкладывать в них всё самое лучшее, формировать личность и наблюдать за ее раскрытием, развитием — то, за что я люблю свою профессию больше всего. Немаловажно общение с коллегами, обмен опытом. К слову говоря, я являюсь лектором по трудовому обучению в Минском областном институте развития образования. Меня приглашают на конференции, семинары в качестве спикера. Также прохожу курсы повышения квалификации, то есть работает постоянная обратная связь и от коллег, и от товарищей по нише, делюсь и приобретаю опыт.
Колоссальную поддержку для меня оказвает моя семья. Бывает, прихожу домой, говорю супругу, мол, есть такая идея, давай попробуем. И он всегда «за». Наверное, поэтому у меня во многом всё получается, есть желание творить. Для меня это ключевое — атмосфера, в которой ты работаешь.
Трудовое обучение — предмет практикоориентированный. Ведь, согласитесь, если не каждому в жизни понадобится математика или биология, то заштопать дырку или приготовить еду человек должен уметь, по крайней мере, девочка. Т.е. все необходимые в быту основы — важны и необходимы. Именно такого вывода придерживается героиня материала:
— Дети с удовольствием идут на этот предмет. И, наверное, результаты, которые мы показываем, об этом говорят. У меня есть олимпиадники, которые занимают места и в творческих конкурсах, и в республиканских олимпиадах.
Я всегда говорю: ребята, вы, возможно не всегда вспомните тангенсы-котангенсы, но трудовое обучение, оно перманентно в вашей жизни.
Сейчас в большинстве своем дети не сильно придают значение прикладным навыкам, но спустя время, когда девочки, допустим, станут хозяюшками, они обязательно поймут, что это и есть те самые азы, без которых многое в жизни просто не сработает.
Особой популярностью, как рассказывает педагог, пользуются уроки по кулинарии — основы приготовления пищи. И, что немаловажно, в школе для проведения таких занятий созданы все условия.
— Во-первых, у нас есть для этого отдельный кабинет, во-вторых — необходимое оснащение — кухонная плита, мультиварка, микроволновая печь и т.д. Имея такое оборудование, грех не работать с ним.
Вообще, дети очень любят этот раздел программы. Ученицы каждого класса готовят на таких уроках всю первую четверть.
Вообще, я веду свой сайт и блог. И туда публикую процесс наших занятий, результаты. За этим активно наблюдают мои коллеги, берут для себя что-то на заметку. Это не просто голословно — информацию получил и вперед. Нет. Мы отрабатываем всё на практике, непосредственно вникаем в процесс.
Изучаем и швейную машинку, учимся шить передники. Также занимаемся растениеводством, чтобы девочки понимали суть процесса «обработать землю — посадить — вырастить — сохранить» и так далее.
На вопрос оценить себя со стороны и порассуждать, какой она педагог, О.М. Емельянчик ответила так:
— Творческий, креативный. И не от того, что я веду трудовое обучение, а от того, что, если мне закинуть идею, начну творить. Я ответственный педагог. Думаю, смело могу сказать, что еще я любимый педагог. У меня есть свой класс, свои дети — десятиклассники. И это уже второй мой выпуск.
Я очень прирастаю к детям, вам не рассказать!
Когда у меня уходил первый выпуск, два месяца лета сильно тосковала, всё время вспоминала. Здорово и очень для меня ценно, что мы до сих пор поддерживаем связь, встречаемся, обмениваемся новостями, фотографиями. И мне отрадно, что получилось создать, наладить такие взаимоотношения, что мне удалось так воспитать детей.
Здесь, к слову, есть важный момент: педагог должен быть самоотверженным, на мой взгляд. Мы ведь понимали, куда шли, когда выбирали этот путь, — здесь многое завязано на жертвенности, гуманности. Тем более, когда в твоих руках формирование подрастающего поколения.
Для себя я поняла, что нужно ходить на работу как на праздник.
Есть такое высказывание: «Творить, пробовать, искать и развиваться». Это моя философия на протяжении уже 18 лет. Я ее подтверждаю и постоянно над ней работаю. Поэтому, без скромности подытожу, что это точно про меня.
Дарья ПИВОВАРСКАЯ.