Наверняка многие задумывались над вопросом: что же такое человеческая жизнь? Череда последовательностей и случайностей, переплетаемых предопределенностью? Или мы сами вершим свою жизнь, ежедневно делая осознанный выбор? Древние греки верили в то, что Мойры, богини судьбы, непрерывно записывают в книгу жизни каждого человека его дела и поступки. Рождается человек, и появляется новая книга, на титульном листе которой его имя. Так ли это, нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. О жизни нашего героя можно написать роман, а вот какого жанра он будет, пусть решает читатель.
Имя Ивана Дороховича навсегда вписано в историю Несвижского района, а его вклад в систему образования сложно переоценить. Иван Степанович вступил в должность заведующего отделом образования 1 июля 1988 года и проработал 16 лет. 1 октября И.С. Дорохович отметит большой юбилей — 80 лет. Иван Степанович не только образцовый управленец, педагог, но и прекрасный семьянин. Его супруга Ефросинья Васильевна — учитель с 40-летним стажем. Эта семейная пара достойно воспитала сына, сейчас их радуют двое внуков.
Наш герой родился в 1943 году в д. Сухопаровщина Молодечненского района. Уже в школьные годы у него проявилась способность к изучению языков, поэтому, когда пришло время выбирать профессиональный путь, Иван Степанович поступил в Минский государственный педагогический институт иностранных языков (сейчас — Минский государственный лингвистический университет — прим. ред.).
— Иван Степанович, давайте вспомним то время, когда Вы пришли работать в школу в качестве молодого специалиста — учителя немецкого языка.
— Свой первый в жизни урок я провел в 11 классе Лошанской средней школы Узденского района. Было это в далеком 1964 году. Не могу сказать, что я сильно волновался, ведь был уверен в правильности своего выбора профессии, я любил немецкий язык, и мне нравилось учить детей. Общий стаж моей педагогической работы — около 10 лет. Я преподавал в Узденском районе, потом работал заместителем директора в Олехновичской средней школе Молодечненского района. Могу сказать, что всегда имел активную общественную позицию, состоял в рядах ВЛКСМ. 19 сентября нынешнего года исполнилось ровно 45 лет с того момента, когда я с семьей приехал в Несвижский район. Именно здесь, на этой земле, прошла большая часть моей профессиональной жизни. Сначала я работал инструктором отдела пропаганды и агитации в районном комитете Коммунистической партии Беларуси, позже стал заведующим этим отделом. И вот, в 1988 году был назначен на должность заведующего отделом народного образования Несвижского райисполкома.
— Итак, Вы вступили в новую должность, возглавили районную систему образования. Какими были ваши первые впечатления?
— Не могу сказать, что это назначение стало для меня полной неожиданностью, скорее оно было закономерным. Конечно, всегда сложно начинать путь в новой должности. Но мне очень помог опыт предыдущей работы, ведь в отделе пропаганды и агитации мне доводилось ездить по всему району, взаимодействовать с сельскими советами, колхозами, библиотеками, домами культуры и т.д. Надо сказать, что я знал директоров школ, их заместителей, разумеется, и они меня знали. Начинать работу в такой ситуации значительно проще. Несмотря на то, что у меня уже был опыт работы на руководящей должности, всё же многие вопросы оставались открытыми. И я никогда не стеснялся спросить совета у опытных людей, у директоров школ с большим стажем.
— Иван Степанович, каких принципов, на ваш взгляд, должен придерживаться руководитель?
— В первую очередь, он должен быть объективным. Я всегда старался придерживаться этого принципа. Разумеется, все мы люди, и у нас есть свои предпочтения, с кем-то взаимодействовать проще, с кем-то сложнее. Но всё же объективность должна соблюдаться. Так или иначе, и критиковать, и поощрять нужно в зависимости от выполненной работы. Руководитель должен быть профессионалом высокого уровня, ведь иначе нельзя. Как можно требовать добросовестного исполнения поручений от людей, если ты сам не компетентен в том или ином вопросе. И, конечно, нужно всегда быть человечным, понимать, что в жизни бывают разные ситуации, и нужно всегда пытаться войти в положение подчиненного, уметь слушать и слышать людей.
— Кадровый вопрос, как известно, решает многое. Скажите, чем вы руководствовались при выборе специалистов, на что обращали внимание?
— Разумеется, при первом разговоре человека не узнаешь, всё открывается со временем, в процессе работы. Большое внимание я уделял изучению выписки из диплома, ведь порой это может сказать о многом. И, конечно же, брал в расчет личную заинтересованность специалиста в работе. Ведь за годы ко мне приходили разные люди, некоторые без особого энтузиазма рассматривали потенциальное место работы, но немало было и таких учителей, которые просто «горели» преподаванием, педагогикой.
— Что изменилось за время вашей работы в должности заведующего отделом образования?
— Безусловно, одним из важных моментов стало открытие в школах города и в г.п. Городея гимназических и лицейских классов. Надо сказать, что в этом вопросе мы были одними из первых в Минской области. И это действительно очень важный и большой шаг вперед в развитии системы образования. За 16 лет нам удалось создать прочную систему взаимодействия с высшими учреждениями образования. Так, например, при поддержке руководства Военной Академии Республики Беларусь в средней школе №4 был открыт первый в стране военно-патриотический класс, выпускники которого на протяжении многих лет успешно поступали в высшие военные учреждения образования. Чрезвычайно плодотворным оказалось взаимодействие с Белорусским национальным техническим университетом. На базе средней школы №3 и средней школы №1 г.п. Городея были открыты лицейские классы, многие занятия в них проводились преподавателями этого вуза. Позже, в 2003 году, нам удалось открыть Несвижский районный лицей при БНТУ для учащихся старших классов. Основной акцент был сосредоточен на одаренных и перспективных учениках сельских школ, ведь для них было меньше возможностей учиться, например, в гимназии или в лицейских классах городских школ. И вопросы во многом сходились к бытовым неудобствам. Элементарно, не все могут ежедневно приезжать на занятия и уезжать домой. А наличие общежития в лицее решало эту проблему. Очень важным я также считаю выведение школьных столовых из системы комбинатов общественного питания. Как показало время, намного эффективнее и выгоднее ситуация, в которой столовая находится в ведомстве непосредственно школы. К тому же, это позволило существенно снизить стоимость питания учащихся. Кстати, это изменение повлекло за собой еще одно — ведение подсобного хозяйства в учреждениях образования. Это было не только выгодно с экономической точки зрения, но и позволяло решить многие насущные проблемы, связанные с утилизацией пищевых отходов.
— Ваш путь в должности начался с июля 1988 года и продолжился 16 лет, а ведь это, пожалуй, самый непростой период не только для системы образования, но и для страны. В чем были наибольшие сложности?
— Время было действительно сложным. Нужно понимать, что конец 80-х и 90-е годы — переходный период для развития всего государства в целом, и, конечно же, всех сфер деятельности. Естественно, до этого у нас функционировала советская система образования, которая долгое время прекрасно служила и зарекомендовала себя с лучшей стороны. Сейчас задача состояла уже в создании новой системы, своей собственной. В ее основу легли многие эффективные наработки прошлых десятилетий. Не было необходимости ломать уже имеющийся фундамент, следовало внести определенные коррективы, привнести нечто новое. Сложности были в технической стороне вопроса. Представьте ситуацию: деньги были, но при этом купить можно было далеко не всё. В огромном дефиците были строительные материалы, поэтому любая реконструкция или даже самый простой ремонт могли стать настоящей головной болью. Сложно было всем, но что поделаешь, так складывалась жизнь. Тем не менее, наш отдел образования прошел испытания достойно: в этот период не закрылась ни одна школа, ни один детский сад. В непростых условиях нам удалось ввести в эксплуатацию два новых учреждения образования — Затурьянскую базовую школу в 1988 году и среднюю школу №4 в 1991-м. Действительно, приходилось немало трудиться для того, чтобы это осуществить.
— Иван Степанович, вы ушли в отставку в 2004 году, но всем известно, что на этом Ваша активная деятельность на благо общества не прекратилась. Расскажите, чем Вы занимаетесь сейчас?
— В данный момент я являюсь членом областного совета ветеранов педагогического труда и проф- союзного движения. Помимо этого, я продолжаю оставаться председателем белорусско-немецкого общества дружбы «Несвиж — Лайхинген». И это действительно значительная часть моей общественной жизни. Наше сотрудничество с немецкими партнерами началось еще в 1990-х годах, если быть точным, то произошло это в 1993 году. Несвиж и Лайхинген подписали договор о сотрудничестве в сферах образования, культуры и здравоохранения. Во многом на начальном этапе это сводилось к гуманитарной помощи с немецкой стороны. Сейчас сотрудничество продолжается в оздоровлении детей из Несвижского района в ДРОЦ «Надежда — 21 век». И вот за это время в центре оздоровились 374 учащихся. Я считаю, что это неплохой результат, и надеюсь, что наше сотрудничество продлится еще долгие годы. Это очень важно и значимо, к тому же я рад тому, что могу по сей день приносить пользу обществу.
— Иван Степанович, примите искренние поздравления с грядущим юбилеем и профессиональным праздником — Днем учителя! Здоровья, благополучия и успехов вам и вашим близким! Уверена, что к моим словам присоединятся педагоги и управленцы района, ученики, бывшие и нынешние. Огромное спасибо за ваш добросовестный труд и неоценимый вклад в развитие системы образования Несвижского района!
— Благодарю. От всей души поздравляю всех педагогов с Днем учителя! Знайте, что ваш труд — самый гуманный и благородный, каждый день вы приходите на работу для того, чтобы не просто научить своему предмету. Вы передаете бесценный опыт, частичку своей души каждому ученику. Будьте мудрыми, терпеливыми и справедливыми. Крепкого вам здоровья, творческих успехов и благодарных учеников!
Беседовала
Ирина ЕФИШОВА.