Совместный творческий проект БЕЛТА и Генеральной прокуратуры — книга «Последние свидетели» должна быть в каждой школе. Об этом заявил журналистам генпрокурор Андрей Швед после презентации проекта в Музее истории Великой Отечественной войны, передает корреспондент БЕЛТА.
В основу издания легли показания живых свидетелей, в основном детей, которые своими глазами видели ужасы Великой Отечественной войны, которые прошли через концлагеря, пытки, истязания, отметил генпрокурор. На глазах этих детей убивали их матерей и отцов, сестер и братьев. По словам Андрея Шведа, нельзя неким другим способом, кроме как через детские воспоминания, донести до сердца каждого этот ужас, страх, показать истинное лицо войны, фашистов и нацистов.
Генпрокурор уверен, что об этом надо рассказывать в школах, детских садах, институтах, коллективах. «Такие книги должны быть в каждой школе, по таким книгам надо учить наших детей. Если мы это будем делать, наша страна будет развиваться, мы сохранимся как этнос», — сказал он.
Издание «Последние свидетели» не последнее в числе подобных, уверен Андрей Швед. Материалов, свидетельствующих о преступлениях нацистов на белорусской земле, с каждым днем становится все больше. На сегодня известно, что судьбу Хатыни разделили не 216 деревень, а 270 населенных пунктов, и эта цифра не окончательная. На территории страны действовало почти 590 лагерей смерти.
Допрошено почти 17 тыс. живых свидетелей, практически все — с использованием видеозаписи. Это необходимо не только для того, чтобы точно задокументировать их показания по уголовному делу, заметил генпрокурор. Важно, чтобы каждый белорус увидел, что пережили эти люди, чтобы дети и внуки пропустили события войны через себя, добавил он.
В книгу «Последние свидетели» вошли истории малолетних узников фашистских концлагерей, записанные следователями в ходе расследования Генпрокуратурой уголовного дела о геноциде белорусского народа. Материалы журналистов, которые целый год публиковались на ресурсах БЕЛТА, легли в основу книги, приуроченной к Году исторической памяти.
Фото Павла Орловского