Учащаяся средней школы №1 г. Несвижа Софья Климович под руководством опытного учителя русского языка и литературы Любови Азарко стала победителем республиканской олимпиады по русскому языку и литературе. Любовь Августиновна работает в школе с 1994 года и, имея за плечами почти 30-летний опыт, точно знает, как готовить детей к олимпиаде и как находить к ним подход, а потому помимо индивидуальных занятий с девочкой в школе, организовывала и онлайн-консультации. Поддерживая ученицу, она отмечает, что Софья во время подготовки читала лингвистическую литературу, выполняла задания далеко не школьного уровня. А во время сборов слушала лекции преподавателей, которые использовали филфаковскую терминологию.
Мы пообщались с девочкой и узнали, что помогает ей достигать таких вершин.
— Как давно Вы занимаетесь выбранным предметом?
— Свой олимпиадный путь я начала еще в четвертом классе: на районном этапе заняла призовое место. После моего перехода на вторую ступень образования Любовь Августиновна предложила заниматься этим предметом углубленно и я согласилась.
— Почему Вам нравится углубленное изучение?
— «Русский язык и литература» — не только однотипные задания, но и знания в разных областях и разделах языкознания. Для многих русский язык — это грамматика и пунктуация, но на самом деле это бесконечный процесс, в котором взаимодействуют и синтаксис, и фонетика, и морфемика, и т.д. Мне нравится разбираться в этом процессе, понимать связь его компонентов.
— Сколько было этапов?
— До 9 класса этапа было два: школьный и районный. Сейчас, пройдя их, я смогла принять участие в областном и республиканском, заключительном, этапе.
— Где проходила олимпиада?
— Заключительный этап проводился в Бобруйске. Там нам почти не давали времени переживать и волноваться, организуя различные мероприятия и экскурсии.
— С какими сложностями при написании отзыва и в лингвистических заданиях пришлось столкнуться?
— Как таковых сложностей нет, важно внимательно читать задания, в безвыходной ситуации пытаться искать зацепки, где-то рисковать.
— Назовите самые значимые победы в этой области.
— Диплом третьей степени на заключительном этапе, конечно, самая особенная для меня победа. Не менее значимыми являются диплом второй степени на областном этапе республиканской олимпиады и диплом второй степени на областной дистанционной олимпиаде. Не менее ценным для меня считается похвала моего отзыва на районном этапе в этом году.
— Как помогает педагог?
— Любовь Августиновна проделала очень большую работу. Она всегда находила ответы на мои порой глупые вопросы, готова была ответить в любое время, искала разные подходы к работе и поддерживала.
— Уже определилась с профессией?
— Пока нет, мне нравятся разные отрасли и направления, пока не могу выбрать из них одно, поэтому полагаюсь на судьбу.
— Что главное в Вашем деле?
— Думаю, внимательность. Также не стоит пытаться загонять себя в какие-то рамки, проверять всё правилами. Если не знаешь, ответ, лучше немного отвлечься и вернуться позже.
— Довольны своим результатом?
— Конечно. Честно говоря, было сложно даже поверить, что я прошла на область, не говоря уже о республике. Поддержка родных и учителей, слова Любови Августиновны о том, что всё знать невозможно, помогали мне порой справляться с тревогой. Мне достаточно было и того, что мои баллы уже были выше, чем на прошлом этапе, но всё сложилось ещё лучше.
— Успели пообщаться с соперниками? Если да, то какие впечатления?
— Услышав о том, каких баллов «хотя бы» ждут участники из других областей, уверенность немного угасла. Но, как оказалось, моя комплексная работа среди девятых классов оказалась самой лучшей, за что я впоследствии получила приз.
С участниками из районной и областной команд у нас сложились теплые отношения, никакой конкуренции не ощущалось, с некоторыми мы до сих пор продолжаем общение.
— Что приносят Вам олимпиадное движение?
— В первую очередь, это бесценный опыт. Любые олимпиады учат нестандартному мышлению, порой развивают фантазию и проверяют интуицию. Во вторую очередь, это новые знакомства, найдя единомышленников привыкать к новой обстановке всегда легче.
— Какие еще есть увлечения?
— Занимаюсь также другими предметами, но серьезных результатов добиваюсь только в этом.
Давайте не забывать, что поучаствовать в олимпиаде может каждый. Если есть силы, время и знания, то стоит обязательно попробовать себя в этом направлении.