«Человек с золотыми руками» — эти громкие слова как никому иному подходят народному мастеру Беларуси Елене Хомич.
Как зачастую и случается, любовь к ручному творчеству пробудилась у Елены Анатольевны еще в детстве, во время уроков по трудовому обучению. Будущей мастерице нравилось вязать, но всё же она не сопоставляла свое будущее с профессиональным занятием ремеслом и отучилась на агронома.
Вспомнить об увлечениях настала пора лишь в 1997-м году, когда героиня этого материала стала заведующей сельским клубом в д. Каролина.
— Мне многому нужно было научиться, — вспоминает Елена Хомич. — И я ездила в районный центр культуры перенимать опыт. В одну из таких поездок меня пригласили в кружок по соломоплетению. Это было мое первое серьезное увлечение творчеством. Плела из соломы лет двадцать, руководила кружком по этому виду народного ремесла. С изделиями из соломы я много где побывала, в том числе — в Литве и в Польше, а также на Славянском базаре в Витебске.
У Елены Анатольевны получались изумительные работы, которые часто пленяли видевших их. В 2000 году умелицу приняли в белорусский союз мастеров народного творчества, а еще через два года ей присвоили почетное звание «Народный мастер Республики Беларусь.
Но, как признается мастерица, она из тех людей, кто находится в постоянном поиске нового. «Когда освоил одно дело, хочется браться за новое», — говорит моя собеседница.
Поэтому после соломоплетения пришла пора гильоширования — ажурного выжигания по тканым материалам, а именно — по шелку.
— Всё началось с обычного мастер-класса во время одной из выставок, но увлекло меня надолго.
Дома у мастерицы, к сожалению, не осталось работ, выполненных в этой технике, — всё разошлось на подарки. Схожая судьба досталась и изделиям из лоскутков, которые Елена Анатольевна также создавала сама.
— Волей случая в моей жизни появляется то или иное увлечение. Пэчворк также неожиданно, но естественно переплелся с ней.
Однажды я поехала к подруге, которая рассказала, что захотела оригинальную подушку на диван. Я подумала: почему бы мне не сделать такую при помощи пэчворка? Хотя до этого я никогда таким не занималась. И в итоге сделала из лоскутков ей подушки. Потом у меня появились внуки, и я делала для них одеяльца. Наверное, штук 15 лоскутных одеял, которые я сшила, теперь есть в самых разных уголках как нашей страны так и зарубежья — например, в Италии и Москве.
Потом моей внучке исполнился годик, и я решила купить ей мягкую тряпичную куклу. Но поискав подходящую, поразилась ее цене и решила, что могу и сама такую сделать. Залезла в интернет, нашла иные варианты, чуть более сложные, и всё. Влюбилась в процесс их создания.
Из всех моих хобби это — самое финансово затратное. Очень дороги исходные материалы, ткани. Я покупала натуральную шерсть уйгурской козы, сама делала трессы — волосы для кукол. На их создание уходило много и времени, и денег. Тканевых кукол у меня тоже не осталось. Но греет душу осознание того, что где-то в России и в других странах они есть. Со временем и это занятие отошло на задний план.
Тяга к прекрасному побуждает Елену Анатольевну постоянно экспериментировать, относиться к новому, как к чему-то интересному, а не страшному. Точно так же в свое время она увлекалась бисероплетением и вышиваем крестиком. Вышивала иконы, картины до тех пор, пока не стало садиться зрение.
— Когда пришла Лилия Николаевна Дейко и занялась бумажной лозой, мне тоже захотелось. Я у нее научилась и теперь тоже плету сумки, корзинки из бумажной лозы. А сейчас увлеклась имбирными пряниками. На Новый год на выставке в РЦК выставляла пряничный домик, пекла пряники и к Пасхе.
Несмотря на весь свой опыт, теперь мастерица называет себя сугубо заведующим костюмерной, а насчет того, что даже в момент разговора с корреспондентом плела пасхальную вербочку, отвечала так: «Я лишь «на подхвате» у мастериц». Но каждый работник центра культуры знает, что на Елену Анатольевну можно положиться в любом деле, связанном с кропотливой работой руками.
Говоря о творчестве, умелица отмечает, что одной стороны такая работа успокаивает, но с другой — хочется решать непростые задачи, постигать новое.
— В любом деле самое сложное — это начало, — подчеркнула Елена Хомич.
Для мастерицы чем сложнее задача, тем интереснее ее решать. Но когда умеешь — всё уже само идет.
Что касается оформления или внешнего вида работы, не всегда заранее знаешь, каким будет результат.
— Иногда понимание приходит само и в голове формируется образ, в других случаях можно посмотреть в интернете. Но бывает и так, что начинаешь — и руки сами ведут. Чувствуешь, что получится хорошо.
Премудростям рукоделия мастерица обучала родных. В школьные годы старший сын помогал маме плести из соломы, а после — одна из невесток проявила интерес к фоамирану и Елена Анатольевна ее обучила.
— Сейчас младшенькая внучка восторгается всем, сделанным из бисера — бусы, браслеты просит меня ей сплести, наблюдает за процессом.
Возможно, скоро и сама начнет.
По словам мастерицы, главные качества для творчества — это усидчивость, большое желание заниматься этим делом и целеустремленность.
— Очень важно понимать, ради чего ты стараешься, — замечает умелица. — Я вот люблю делать специально для кого-то — для родных или друзей. Поэтому дома у меня практически нет ничего.
А что касается тех, что уже начал — творите, дерзайте. Ремесло, рукоделие полезны во всех отношениях. Своими руками ты можешь создать то, что порадует как близких, так и себя, подарит душевное равновесие, а иногда даже и материально окупится.
Чем бы вы ни занимались, полученные навыки всегда могут пригодиться в будущем. Поэтому не бойтесь ошибок и обогащайте мир красотой.