Удивительно, как люди создают красоту. Кто-то делает это при помощи нот и мелодий, кто-то при помощи слов и слога, а кто-то при помощи своих рук и выбранного материала. И не обязательно результатом должно быть что-то глобальное. Главное, что это — нечто неповторимое, на что не каждый способен.
Несвижский край богат талантливыми людьми, занимающимися творчеством. И в рамках проекта «Умельцы нашего края» сегодня мы расскажем вам об одной из них — Ядвиге Турковой, которая занимается фриволите.
Днем Ядвига Анатольевна учит детей игре на скрипке, руководит Несвижской детской школой искусств в целом. А вечером, по возвращении домой, делает украшения.
Особо привлекают внимание работы, которыми в последствие можно дополнить гардероб. Украшения, созданные в этой не самой типичной технике, прекрасный тому пример. На вид изделия кажутся нежными и хрупкими, но создаются путем многочасовой работы.
— Фриволите — это очень кропотливый труд, — рассказывает Ядвига Анатольевна. — Далеко не каждый выдержит. Сильное напряжение передается на глаза, кисти рук… Но и за компьютером сидеть вредно, так что мое хобби меня устраивает. На первых порах и проколотые пальцы — естественные трудности. Первые два года я по ночам сидела, смотрела видео-уроки, повторяла… Это хорошо, что можно поставить на паузу и посмотреть, куда же там челнок надо направлять. А потом будто пелена с глаз пропадала, и всё стало получатся, как нужно. Теперь для меня фриволите — это способ отдохнуть после рабочего дня. Каждый вечер сажусь за челнок.
Больше всего умелица любит плести из ниток тонкие узоры при помощи челнока.
— За вечер можно сплести одну пару серег, но в общем-то на одно изделие уходит от двух вечеров. Нужно же не только нужно сплести, но и расшить бисером, отпарить, закрепить, чтобы не гнулись. Постепенно всему учишься, наблюдая за творчеством других.
Как рассказала умелица, фриволите старинный вид челночного кружева, в котором можно плести как челноком, так и иглой. Но челноком всё-таки можно более тонкие детали прорабатывать.
— Можно плести и воротнички из ниток потолще или салфетки. Кто-то даже делает платья. Но этому нужно столько времени посвятить! Очень усердный труд. Лично мне нравится тонкое кружево, из которого складываются украшения. Вот создашь очередную красоту и думаешь: нужно обязательно найти подходящий повод и надеть их.
Но поводов не так много, да и на работу такие украшения не наденешь — они выглядят очень нарядно и празднично. «Учителю нужно быть скромнее, чтобы не отвлекать учеников», — с улыбкой отмечает мастерица.
Рассказывая о себе, Ядвига Анатольевна пресекает слово «мастер»:
— Не стоит называть меня так. На мой взгляд, мастер — это высшая степень владения навыками, как мэтр. А мне до этого еще далеко. Есть те умельцы, на которых мне хочется равняться. Так что я до сих пор учусь. Нас не так много, но всё же с каждым годом становится всё больше. И со многими мы подписаны друг на друга в социальных сетях. Все показывают свое творчество. Как тут не учиться? Правда, некоторые мастерицы очень болезненно относятся к повторению их дизайна, но я считаю, что здесь не на что обижаться. Люди создают аналоги увиденному.
Не так просто создать что-то совершенно уникальное, ведь всё фриволите строится из сочетания двух элементов: кольца и дуги. И больше ничего. Но, как в вышивке, здесь можно по схеме создавать узоры или по памяти повторять понравившееся. Но в таком случае зачастую получается что-то другое.
Свои изделия Ядвига Туркова с удовольствием демонстрирует как в онлайне, так и вживую на ремесленнических выставках. Как участница клуба «Дыяменты Нясвіжскага краю» со своими работами выезжает в разные города Беларуси. Наибольший отклик в душе умелицы вызывают такие мероприятия, как фестиваль национальных культур в Молодечно, где органично сплетаются разные виды творчества.
— Творчество для меня не самоцель, а способ понять себя, поделиться с другими людьми тем, что считаю прекрасным, — подытожила Ядвига Анатольевна.