9 декабря ежегодно отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Данная проблема достаточно актуальна в обществе. Коррупция подрывает экономическое развитие страны, разрушает доверие общества к власти и государственным органам, способствует росту организованной преступности и другим угрозам безопасности человечества. О путях борьбы с этим злом мы поговорили с прокурором Несвижского района Виталием Голубовичем.
— Виталий Иванович, какова статистика «коррупционных» правонарушений в этом году?
— За 11 месяцев текущего года на территории Несвижского района зарегистрировано 5 преступлений коррупционной направленности, в том числе 2 из них возбуждены по ст.426 ч.2 УК (превышение служебных полномочий), 3 — по ст. 430 ч.1, ч.2 УК — 3 (получение взятки).
К примеру, по результатам работы межведомственной группы, созданной прокуратурой Несвижского района, в марте 2022 года выявлен факт сокрытия падежа должностными лицами одного из сельскохозяйственных предприятий района.
По указанию главного зоотехника этого предприятия бригадирами двух молочно-товарных ферм в период с ноября 2021 по январь 2022 года были внесены ложные сведения в отчеты о движении скота и птицы Формы 311-АПК, где было завышено общее количество находящихся в наличии на конец месяца животных, а также занижено общее количество падежа на 14 голов.
Указанные действия повлекли сокрытие и искажение информации о действительном количестве фактов падежа крупнорогатого скота, как в данной организации, так и по району в целом, а также непринятие мер по установлению его причин, своевременной выработке и проведению зооветеринарных мероприятий, направленных на их устранение, чем государственным и общественным интересам причинен существенный вред.
По данным фактам в отношении главного зоотехника этого предприятия прокуратурой Несвижского района и РОСК возбуждено 2 уголовных дела коррупционной направленности (превышение служебных полномочий — ч.2 ст.426 УК), которые соединены в одном производстве и направлены в суд для рассмотрения.
Приговором суда от 12.08.2022 обвиняемой назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы, без штрафа, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций сроком на 2 года, с условным неприменением в исполнение назначенное наказание в виде лишения свободы в течение двухгодичного испытательного срока.
В ходе предварительного расследования установлено, что одним из условий, способствовавших совершению указанных преступлений стало отсутствие должного контроля со стороны руководителя предприятия за работой специалистов зооветеринарных служб, что создало возможные условия для сокрытия падежа путем несоставления соответствующих актов на выбытие животных и непроведения их вскрытия.
В июне текущего года бригадиры вышеуказанных ферм осуждены судом Несвижского района по ч.1 ст.427 УК, каждая к наказанию в виде одного года лишения свободы с испытательным сроком на 1 год, с выплатой в доход государства уголовно-правовой компенсации в размере 60 и 50 базовых величин соответственно.
Всего прокуратурой Несвижского района проведено 8 проверок соблюдения антикоррупционного законодательства, по результатам которых внесено 4 представления, вынесено 6 предписаний, принесен 1 протест, вынесено 1 постановление, 5 лицам объявлены официальные предупреждения о недопустимости нарушения закона. По результатам рассмотрения актов прокурорского надзора 12 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, 5 должностных лиц привлечено к материальной ответственности в соответствии со ст. 40 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Всего в респуб- ликанский бюджет перечислены денежные средства на общую сумму 4 215 руб.
— А какие сферы, на Ваш взгляд, наиболее подвержены коррупционным проявлениям?
— Результаты проведенных надзорных проверок свидетельствуют о том, что наиболее подвергнутой коррупционным проявлениям является сфера сельского хозяйства.
В ходе проверки одной из сельскохозяйственных организаций выявлены существенные недостатки в организации работы комиссии по противодействию коррупции. Выявлены нарушения при оформлении обязательств по соблюдению ограничений, установленных ст.17-20 Закона о борьбе с коррупцией.
Проверкой Несвижской районной ветеринарной станции установлено, что формальная работа комиссии по противодействию коррупции, необеспечение надлежащего выполнения ее функций, а также недостаточная работа по предупреждению коррупционных проявлений, что способствуют совершению работниками учреждения коррупционных преступлений.
Заведующим одной из участковых ветлечебниц Л. в период с 1 июня 2021 по 31 августа 2021 года, зло- употребляя предоставленными ему служебными полномочиями, путем составления и внесения заведомо ложных сведений в путевые листы от имени подчиненного ему водителя и табеля использования рабочего времени и подсчета заработка совершено хищение 1490 рублей, причинив ГУ «Несвижская районная ветеринарная станция» имущественный вред на указанную сумму.
— На какие еще нарушения стоит обратить внимание наших читателей?
— При проверке одной из строительных организаций установлено, что ее руководством не была должным образом налажена работа по сохранности имущества предприятия. При обследовании территории машинно-тракторного парка прокуратурой района установлено, что в нарушение законодательства о бухгалтерском учете на транспортных средствах, прицепах и иной технике отсутствовали инвентарные номера.
Отсутствие надлежащего учета ТМЦ, способствовало тому, что двигатель бульдозера МК-21 (Т-130) как пригодная деталь не был оприходован, соответствующий учетный документ не оформлялся, а в сентябре 2021 года по решению заместителя директора по механизации был передан в строительную организацию соседнего района.
В 2022 году лом металла от бульдозера МК-21 (Т-130) был сдан на «Белвторчермет», вес отсутствующего двигателя был перекрыт другим неучтенным металлоломом, который находился на территории предприятия.
— Какие действия может предпринять обычной человек, чтобы минимизировать влияние коррупции?
— Хотел бы отметить, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.09.2019 № 619 «О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции» предусмотрен механизм производства соответствующих выплат таким лицам, в случаях предоставления информации, предметов и документов, способствовавших выявлению коррупционного преступления; сведений о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное преступление; информации о местонахождении денежных средств и иного имущества, полученных в результате совершения коррупционного преступления, а также иной информации, способствующей предотвращению или возмещению вреда, причиненного коррупционным преступлением.
Основанием для выплаты вознаграждения является решение руководителя органа прокуратуры, принимаемого по ходатайству органа уголовного преследования, представляемого прокурору при передаче уголовного дела для направления в суд; по материалам проверки, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, или уголовному делу, производство по которому прекращено по основаниям, предусмотренным в пп.3, 4, 7, 13 ч.1 ст.29 и ст.30 УПК.
Размер выплат в зависимости от категории преступления составляет до 50 базовых величин.
В настоящее время данные нормы совершенствуются, Генеральной прокуратурой подготавливается проект документа, регламентирующего порядок и условия выплаты вознаграждения лицам, способствующим выявлению коррупции.
— Спасибо, Виталий Иванович, за содержательную беседу.
Светлана ШАТРУН.