В январе – сентябре 2022 года в республике зарегистрировано 675 ДТП с участием пешеходов, 82 из 109 погибших пешеходов получили смертельные травмы в темное время суток. В условиях сокращающегося светового дня и ухудшения погодных условий, только за первую неделю октября произошло 27 автоаварии, в которых 3 пешехода погибли и 24 получили ранения.
Анализ дорожно-транспортных происшествий на территории Минской области показывает, что удельный вес происшествий с участием пешеходов остается довольно высоким. Так, за 9 месяцев текущего года на территории области совершено 110 таких ДТП, в которых 31 человек погиб, 81 получил ранения. При этом большинство наездов на пешеходов совершено в пределах населенных пунктов. В некоторых наездах на пешеходов последние не были обозначены в тёмное время суток световозвращающими элементами. Таким образом, основными причинами совершения таких происшествий являются нарушения Правил пешеходами. На территории Несвижского района в текущем году совершено 6 ДТП, 6 человек получили ранения.
Справочно:
2 января около 19.10 водитель автомобиля Опель Астра в г.п. Городея по ул. Строителей совершил наезд на двигавшегося на встречу пешехода 1962 года рождения, жителя г.п. Городея, по результатам освидетельствования пешеход находился в состоянии алкогольного опьянения. В результате ДТП пешеход получил телесные повреждения.
На территории Клецкого района в текущем году совершено 6 ДТП, 2 человека погибли, 4 получили ранения.
Справочно:
2 января около 18.05 водитель автомобиля Ситроен С4, на участке автодороги Клецк-Половковичи-Дубейки, вблизи д. Сухличи, совершил наезд на жителя д. Садовая, который до наезда двигался на велосипеде. От полученных телесных повреждений мужчина, 1971 года рождения скончался на месте ДТП.
15 марта в 8.12, в аг. Зубки на ул. Анохина, житель аг.Зубки, управляя трактором МТЗ, совершил наезд на женщину 1930 года рождения, которая от полученных телесных повреждений скончалась в УЗ «Клецкая ЦРБ».
С целью принятие дополнительных мер по стабилизации дорожной обстановки и профилактики пешеходного травматизма в период с 18 по 28 октября 2022 года проводится республиканская профилактическая акция «Сохрани себе жизнь!».
Видимость при движении имеет существенное значение для безопасности как движущихся на автотранспорте, так и пешеходов. Многие аварии происходят из-за того, что участники движения поздно попадают в поле зрения или, вообще, не замечают друг друга. В темное время водители бояться, что на их пути может оказаться пешеход или велосипедист. Чем меньше света, тем выше вероятность слиться с проезжей частью, обочиной. В темное время суток глаза человека воспринимают окружающую обстановку намного хуже, чем днем. Сложно определить насколько быстро приближается автомобиль. В такой период времени, в плохую погоду водители не видят пешеходов или замечают слишком поздно. С водительского места видна лишь та часть дороги, которая освещается фарами. Пешеход находится в заблуждении, если думает, что водитель видит его в тот момент, когда он сам уже заметил свет фар приближающегося автомобиля. Анализ аварийности показывает, что большинство дорожно-транспортных происшествий происходит в вечернее время с наступлением темноты, как правило, на неосвещенных участках улиц, а также во время встречного разъезда автомобилей. Как показывают исследования, на 90% действия водителя зависят от получаемой им визуальной информации. В тёмное время человеческий глаз воспринимает лишь 5 % от того, что он в состоянии различить днём. Поэтому именно в этот период времени фиксируется немалая часть дорожных аварий, среди которых преобладающее число — это наезды автотранспорта на пешеходов, когда водитель, в силу различных обстоятельств, слишком поздно обнаруживает идущего по дороге человека. Основной причиной такого положения является проблема своевременного обнаружения водителем пешеходов на проезжей части в тёмное время суток, особенно, если пешеход одет в тёмную одежду, которая сливается с фоном дорожного полотна и окружающей обстановкой, а в городских условиях эта проблема усугубляется визуальным шумом, интенсивным светом фар от встречного транспортного потока. Ограничения скорости движения не является панацеей, так как очень часто в реальности водитель замечает пешехода на проезжей части с расстояния не более чем в 25 – 30 м, и даже при скорости движения 50 км/ч остановочный путь автомобиля превышает данную дистанцию. Вечером и ночью, когда улицы и дворы плохо освещены, водители обнаруживают пешехода, имеющего светоотражающие элементы, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходами без них. Если машина движется с ближним светом фар, расстояние увеличивается с 25- 40 метров до 130-140, а если с дальним – расстояние увеличивается до 400 метров. По результатам исследования, расстояние, с которого «обозначенный пешеход» становится более заметен водителю проезжающего автомобиля, увеличивается в 1,5-3 раза. А это дает водителю дополнительное время на принятие наиболее правильного решения во избежание возможного наезда на пешего участника дорожного движения (тем самым риск наезда транспортного средства на пешехода снижается на 85 %). Специальная начинка светоотражателей позволяет отражать свет в том же направлении, откуда он падает. Светоотражающий элемент будет виден всегда. Дождь, туман – не помеха.
Существуют различные способы ношения световозвращающих элементов. Подвески (их должно быть несколько) лучше крепить за ремень, пояс, пуговицу, чтобы световозвращатели свисали на уровне бедра. Нарукавные повязки и браслеты так, чтобы они не были закрыты при движении и способствовали зрительному восприятию. Рекомендуется наносить их в виде горизонтальных и вертикальных полос на полочку, спинку, внешнюю часть рукавов, нижнюю наружную часть брюк, а также на головные уборы, рукавицы, обувь и другие предметы одежды. Значки могут располагаться на одежде в любом месте. Сумочку, портфель или рюкзак лучше нужно в правой руке, а не за спиной. Эффективнее всего носить одежду с уже вшитыми световозвращающими элементами. Наиболее надежный вариант для родителей – нанести на одежду световозвращающие термоапликации и наклейки.
Распространено мнение о том, что световозвращающие элементы нужно использовать только в сельской местности. Световозвращающие элементы необходимо носить и в городе, поскольку в соответствии с Правилами дорожного движения использование световозвращающих элементов – обязанность каждого пешехода, который идет по проезжей части дороги в темное время суток. А дорога – это не только автомагистраль, но и улица города, и проезд дворовой территории.
В темное время суток происходит в среднем 50 % общего числа дорожно-транспортных происшествий. Управление автомобилем в этот временной промежуток достаточно сложно с точки зрения работоспособности водителя и выбора безопасного режима движения. Ночная езда всегда опаснее из-за того, что водитель не может видеть далеко и предвидеть изменения ситуаций. Таким образом, пешеход, обозначая себя световозвращающими элементами, вносит свой вклад в обеспечение безопасности на дорогах.
Также важно, чтобы те, кто становится свидетелями противоправных поступков, не оставались равнодушными к происходящему и старались всячески помешать нарушителю. Если вы видите, что по проезжей части передвигается пьяный пешеход, — незамедлительно сообщайте об этом по телефону 102 или в ближайшее подразделение ГАИ. Возможно, Ваш звонок поможет сохранить чью-то жизнь.
Госавтоинспекция