В пятницу Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил мемориальный комплекс «Хатынь», посмотрел, как там идет строительство нового музея и реставрация элементов
мемориала. Потом он пообщался с журналистами,
ответил на их многочисленные злободневные вопросы. Разговор в Хатыни был многогранный.
О необходимости помнить и беречь историческую правду, свято чтить память погибших в годы войны, о необходимости совершенствования информационной политики,
о перспективах членства в Шанхайской организации
сотрудничества, о продовольственной безопасности страны, о взаимоотношениях с Польшей и многом другом.
Поскольку белорусы недавно — 17 сентября — отмечали большой государственный праздник — День народного единства, а родился он именно из факта воссоединения Беларуси, освобождения западных земель от польской оккупации в 1939 г., я сегодня и хочу остановиться на этой теме. Новый праздник встал в один ряд с такими значимыми в истории нашего народа датами как 9 Мая и 3 июля.
Президент Александр Лукашенко заметил, что яркое празднование 17 сентября в Беларуси всполошило определенные польские круги. А что, паны думали, что белорусы и дальше будут тактично умалчивать о факте оккупации наших земель в 1919 году, полонизации и уничтожении всего белорусского, национального, начиная с вынужденного подписания Рижского договора 1921 года? Раньше его называли мирным договором, а сейчас политологи относят его к разряду кровавых, т.к. Беларусь разорвали по-живому, поломав судьбы миллионов людей. Чтобы захватить наши территории, поляки выбрали удобный момент: Россия была ослаблена Первой мировой и гражданской войнами и революциями. А Польша — тут как тут, не зря ведь премьер Великобритании Черчилль называл ее гиеной Европы. Когда в феврале 1919 г. польское командование стало концентрировать свои войска у советской границы, советское руководство вносило миролюбивые предложения, но панство не отвечало на них и вело дело к обострению отношений. Еще в январе 1919 г. в Польше была задержана и расстреляна советская делегация Красного Креста. А мы сейчас удивляемся и негодуем, что они убивают беженцев — так человеконенавистничество и чувство превосходства своей нации над другими у панской «элиты» в крови.
И начала Польша военные действия против Советской России в 1919 г., подкрепившись вливаниями США и Франции уже в первой половине 1919-го. Только Америка дала оружия на 60 млн долларов и еще продуктов на 51,6 млн. А позже из-за океана поступил новый транш военной помощи, активизировались в милитаризации Польши Франция и Англия. Военные инструкторы западных стран руководили боевой подготовкой польских войск. Французский маршал был назначен главнокомандующим польской армии. Вот и еще одна параллель в исторических реалиях 1919-го и 2020-х годов. Получив благословение своего босса из-за океана, польские (и вообще — натовские) военные бряцают оружием у наших западных границ. Западные «коршуны» сейчас обучают украинских неонацистов воевать с Россией, чтобы стереть с лица украинской земли всё, что было создано в советские времена, восстановлено и развито после Великой Отечественной войны, что имеет социальную, а не капиталистическую, ориентированность.
Тот поход поляков на Восток ставил своей целью осуществление мечты буржуазно-помещичьих классов: присоединить земли бывшего ВКЛ, в т.ч. и белорусские, к Польше. И сначала ее руководитель Пилсудский обещал белорусам: «Я хочу дать вам возможность решать внутренние, национальные и религиозные дела так, как вы сами желаете, без всякого угнетения со стороны Польши». Подобные обещания были записаны и в ст.7 Рижского договора: «Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей, все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнения религиозных обрядов…
Лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше имеют право, в пределах внутреннего законодательства, культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и образовывать с этой целью общества и союзы…».
Вот под такими обещаниями и были поставлены на Рижском договоре подписи уполномоченных лиц от России и Украины, белорусов туда даже не пригласили.
Но в действительности польское руководство всё сделало наоборот, наплевав на свои обязательства. Еще в конце декабря 1918 г. Пилсудский говорил, что восточная граница должна обеспечить польской стороне железнодорожную линию Дрогобыч — Львов — Гомель — Пинск — Лунинец — Барановичи — Минск — Вильно. «Таким образом Польша берет себе страну, приспособ- ленную для колонизации!», — вот его фраза. Западная Беларусь стала колонией Польши, источником ресурсов и дешевой рабочей силы. Местная промышленность так и не достигла уровня 1913 г. Наши территории составляли 24 % довоенной Польши, на них проживало 13 % населения, а доля промышленного производства едва достигала 3 %. 58 % земель, притом лучших, принадлежало помещикам и прелатам католической церкви, т.е. 1,5 % от всего населения страны. Бедные крестьяне находились в кабале, в зависимости от помещиков. Широко использовался труд подростков, которым платили вдвое меньше.
Польские власти не разрешали развивать белорусское образование и культуру, создавать национальные объединения. За это преследовали. Наш земляк из Леонович, поэт Сергей Новик-Пеюн, создавший белорусский театр и хор, белорусскую библиотеку, организовавший кружок ТБШ, был выслан поляками из родной Беларуси на 5 лет в центральную Польшу, а после возвращения вновь арестован, попал в тюрьму. Пыткам полицаев подвергались и участники Ланского мужского хора, исполнявшие белорусские песни. Власти закрывали белорусские школы, в приоритете был польский язык. К 1939 г. белорусскоязычных школ не стало совсем. Дети должны были называть себя поляками, забыть о своих корнях. Белостокский воевода Осташевский летом 1939 г. писал: «Наше отношение к белорусам может быть определено так: мы желаем одного и настойчиво требуем, чтобы это национальное меньшинство думало по-польски, ничего взамен не давать и ничего не делать в ином направлении». Т.е., наши предки должны были ополячиться, окотоличиться, отказаться от своего языка, религии, от своих родных, живущих в Советской Беларуси или Советской России. На своей родной земле они были бесправными и угнетенными.
Тех белорусов, кто не был согласен с такой политикой, кто стал на путь национально-освободительной борьбы с оккупантами, бросали в тюрьму. Издевательства в концлагере Береза-Картузская и других тюрьмах испытали на себе наши земляки Владимир Гуль, Павел Казак, Лука Копытко, Рафаил Сержант, Иван Тихон, Алексей Уснич. В застенках барановичской тюрьмы в 1931 г. погибли городейские подпольщики Иван Борис, Николай Казей, Анатолий Гатицкий, Александр Скачко, Иван Сороковик, Николай Торопович, Никифор Цвирко. Жестокость. Пытки. Убийства. Вот что имели от польской «санации» белорусы.
Президент Лукашенко напомнил некоторые страницы истории. Ведь польского государства фактически не стало и после Первой, и после Второй мировой войн. В 1945 году Красная армия освободила ее территорию от гитлеровской оккупации ценой 600 тысяч погибших советских воинов. Они похоронены на польской земле, и их памятники сейчас варварски сносят. Сейчас польская элита лелеет мечты о захвате наших земель, о своих границах от моря до моря.
Страшными были те 18 лет оккупации нашего народа. Но белорусы — добрые, миролюбивые люди. Позже мы старались строить с соседней страной дружеские отношения, не вспоминая плохое. Но нынешнее руководство Польши позволило себе вмешательство во внутренние дела суверенной Республики Беларусь, содействовало отнюдь не мирным протестам в 2020 г., продолжает свою немиролюбивую политику, цинично уничтожает памятники советским воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны при освобождении Польши от фашистских захватчиков. Все эти нелогичные, откровенно враждебные действия польской верхушки, ее шовинизм по отношению к нашей стране и подтолкнули Беларусь к рождению этого праздника — Дня народного единства 17 сентября. Белорус давно «чалавекам завецца», а не быдлом, каким его хотят видеть некоторые политики-колонизаторы. Белорусы — единый, сплоченный народ.
«Это чуждая польскому народу политика, которую проводит нынешнее руководство Польши. Они отвергнут эту политику», — сказал в заключение данной темы наш Президент во время беседы с журналистами в мемориальном комплексе «Хатынь». А у него дар предвидения точно есть, как у хорошего историка и крепкого политика.
Тамара ПРАЛЬ-ГУЛЬ,
журналист.