В союзе с восточнославянскими соседями белорусские земли развивались, а в объятиях Запада — погибали. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил на патриотическом форуме «Это НАША история!», посвященном Дню народного единства, передает корреспондент БЕЛТА.
«Мы будем помнить — без этого нельзя! — и напоминать всем о том, что в союзе с восточнославянскими соседями белорусские земли развивались (и Киевская Русь, и Российская империя, и СССР), а в объятиях Запада (не единожды мы находились там) — мы погибали, мы загнивали как нация. Нас грабили, уничтожали как этнос и в эпоху Речи Посполитой, и в период 20-летнего польского порядка на наших западных землях. Землях, которые и сегодня польские элиты называют своими «восточными крэсами». Вы знаете, мы не белорусы, мы просто «крэсы якiя-та». И когда вы оцениваете, и кое-кто думает: «Вот эти бедные беглые там сидят…» Какие они белорусы? За какую они независимость? Они за «крэсы». А я хочу, чтобы мы белорусами были. Чтобы дети наши были белорусами. А белорусами мы будем только на своей земле», — подчеркнул Президент.
«Вспомните: не успев получить буквально из рук ленинского Совнаркома свое государство после более чем 100-летнего перерыва, польские власти сразу же предъявили претензии на белорусские территории. С позиции сегодняшнего дня мы видим неизбежность этой геополитической катастрофы в нашей истории», — отметил глава государства.
Как показало впоследствии время, воля противостоять агрессору у народа была, заметил Александр Лукашенко. Не было единства в правящих кругах, которые в начале ХХ века стояли у истоков создания белорусского национального государства, обратил он внимание.
«Наша земля, опустошенная германской оккупацией (это в начале века, не в середине), была тогда растерзана внутриполитическими распрями. В 2020 году нам это хотели подкинуть, история повторяется. Одни — местные националисты из числа сторонников БНР — грезили о власти любой ценой. Так было в 2020-м — это уже наследники их. Они думали только о власти: как схватить, порвать, поделить между собой. Даже тогда, в начале века, они готовы были это делать под сапогом кайзера, под сапогом немцев. В середине прошлого века это опять повторилось. Другие жили мечтами о мировой революции: мало было на этой территории, надо было совершить мировую революцию. И в первом, и во втором случае интересы нашего народа либо отрицались в принципе, либо отодвигались в сторону как «несвоевременный» вопрос. Наши интересы были не вовремя, они игнорировались. Почему? Потому что мы не были хозяевами на своей земле. Мы не были суверенными. Ничего у нас не было: ни государства, ни власти и земли не было. Поэтому и перекраивалась карта республики как угодно и кем угодно. И самое страшное — без участия самих белорусов», — заметил глава государства.
Александр Лукашенко напомнил, что Социалистическая Советская Республика Белоруссия в 1921 году после заключения Рижского мирного договора состояла из 6 уездов бывшей Минской губернии на площади чуть больше 52 тыс. кв.км. Население страны тогда составляло около полутора миллионов человек. «И мирным для западных белорусов этот договор не был. Цена территориальных потерь — поломанные судьбы миллионов белорусов. Еще живы те, чья память хранит воспоминания о мучительных 18 годах жизни по разные стороны границы, прошедшей не только через деревни, города, но и через людские души и сердца. Границы, разделившей единый народ», — заявил Президент.
По его словам, тогда «за польским часом» преданные своим традициям, культуре, вере и языку белорусы если что и имели, то горький «сірочы» хлеб, рабский труд и разрушенные семьи.
«И они сами поднялись на борьбу. Встали на защиту национальной культуры, языка, своего человеческого достоинства, развернув масштабное партизанское движение и расплачиваясь — уже тогда, до Великой Отечественной войны — за свободу своими жизнями. Историки насчитали несколько сотен крупных и мелких восстаний белорусов и украинцев за 20-летний польский межвоенный период: от Первой мировой войны до Великой Отечественной. Мы помним ту жестокость, с которой было подавлено Скидельское восстание, когда польские жандармы резали всех подряд, не щадя стариков, женщин и детей. Помним дикие пытки, которым подвергались узники концлагеря Береза-Картузская. И будем помнить героев, ставших символами народного сопротивления в Западной Беларуси: и Сергея Притыцкого, и Веру Хоружую, деда Талаша, Кирилла Орловского, Станислава Ваупшасова и других наших земляков», — сказал глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что сила и величие непокоренного белорусского духа отражается в творчестве Максима Танка, Валентина Тавлая, Максима Севрука, Григория Ширмы и многих других. «Видим, чувствуем и помним», — добавил он.-0-