В Беларуси хватает любителей советских мотоциклов — недаром фанаты подобного раритета и перекупщики гоняются за «донорами» запчастей для реставрируемых экземпляров. Наш сегодняшний герой столкнулся с результатом острой конкуренции в виде цены на редкие комплектующие. Мужчина восстановил «Яву» 1983 года выпуска и рассказал нам о самых затратных этапах ремонта, а также причине продажи мотоцикла.
«Jawa семь лет простояла в сарае!»
Объявление гомельчанина Александра сразу привлекло наше внимание. Стоит признать, в первую очередь ценой. Если стоимость большинства Jawa 350 на «вторичке» редко превышает $900, то на свой мотоцикл мужчина установил прайс в две тысячи долларов. Как оказалось, советская классика полностью отреставрирована, но не в целях перепродажи. Для белоруса процесс стал квестом и вызовом самому себе.
«Кому дорого — купите новый Minsk». Поторговались с владельцами советских Ижей, «Днепров» и «Яв»
— В 16 лет я сдал водительский экзамен и получил права. Тогда первый мотоцикл мне купил брат, это была как раз Jawа 350. К сожалению, уже через год байк пришлось продать. Наверное, потому осталась незавершённая детская мечта, которую обязательно хотелось реализовать. Как только появились возможность и свободное время, я сразу приступил к её исполнению.
Белорус восстановил «Днепр К-750». Рассказываем, как байк теперь выглядит и сколько стоит
— Сначала стал прицениваться, поэтому активно листал объявления на av.by, — вспоминает Александр. — Когда нашёл недорогой вариант с документами, отправился его покупать. При этом сама идея пришла в голову спонтанно. Подбирал целенаправленно 350-ю модель с индексом 634 — такая была в моей юности. Технику я люблю с детства, а конкретно эта Jawa внешне очень красивая, поэтому и запала мне в душу.
По словам Александра, мотоцикл 1983 года выпуска он приобрёл с пробегом около 48 тысяч километров. Аппарат находился в плачевном состоянии: мотор не заводился и актуальным оставался вопрос, насколько сохранилась проводка.
— Представьте: техника семь лет простояла в сарае! Причём покупал я «Яву» у одного человека, а оформлен мотоцикл был на другого. Классическая история продажи транспортных средств в советское время: деньги отдал, документы передал — и теперь ты владелец. Никакого переоформления. Пришлось узнавать данные прошлого хозяина по линии ГАИ и искать его по деревням.
— Выяснилось, что мотоцикл тот продал своему соседу, после чего Jawa «прописалась» в деревенском сарае. Выкатали её капитально. Видимо, относились не очень уважительно к технике: что-то отломается — прикрутят наспех изолентой и ездят дальше. Предстояло много работы, — продолжает свой рассказ гомельчанин.
«Два поршня стоили 360 рублей»
Как говорит наш герой, первым делом ему пришлось разобрать мотоцикл до винтика, чтобы оценить реальное состояние каждого элемента.
— Большие опасения вызывал 350-кубовый двигатель, который изначально вроде не заводился. Я его тоже полностью перебрал, затем вернул на место и запустил. Убедившись, что он прекрасно функционирует, снова снял, чтобы параллельно заниматься кузовщиной и ремонтом остальных узлов.
— Старый мотор «Явы» завёлся, но при работе издавал невыносимый звон и вой. Иное трудно было ожидать, ведь ДВС явно никогда не ремонтировали и плохо обслуживали. После разборки и проведённых промеров цилиндро-поршневой группы стало очевидно, что та сильно изношена.
— На сайтах долго искал человека, способного заменить подшипники коленвала, ведь там нужно особое оборудование. Подходящий специалист нашёлся в Минске, и я ему очень благодарен за качественно проведённый ремонт коленвала. Обошёлся он мне в 350 рублей — это немаленькая стоимость. Далее предстояла починка «коробки» с заменой всех шестерён.
— По совету опытного «явиста», того самого мастера, вместо игольчатых подшипников поставили бронзовые втулки. Сами по себе игольчатые подшипники и создают звон мотора мотоцикла при выработке. Отыскать 56 иголок чешского производства на два цилиндра сейчас невозможно, а ставить китайские бессмысленно. Чтобы через пять тысяч километров снова менять? Я прислушался к словам опытного специалиста.
— Коленвал, «коробка» и цилиндро-поршневая группа находятся в одном корпусе, отчего весь узел ремонтировался сразу. Кстати, ЦПГ покупал в Минске, а сами цилиндры под поршни растачивал уже в Гомеле — в соответствии с допусками.
— Чтобы соблюсти допуски, пришлось даже переводить книгу чеха Иржи Дочкала «Обслуживание и ремонт мотоциклов Jawa». Хотя люди обсуждают такую тему и делятся советами по ней, в публичном доступе полезной информации мало. Поскольку я никогда реставрацией не занимался, приходилось самостоятельно собирать данные по крупицам. Пожалуй, это самый сложный этап.
Оживление двигателя вытянуло из кошелька нашего героя более 1 000 BYN. Сумма включает запчасти для мотора, а также ремонт коленвала (и это при самостоятельной починке силового агрегата).
— Два поршня для моей Jawa 350 стоили 360 рублей — цена сильно удивила. Самыми дешёвыми оказались детали российского производства — 80 BYN, следом шли китайские за 100 BYN. Стоимость чешских — 360 BYN. C чем связан такой прайс для запчастей на поездивший мотоцикл, мне непонятно.
— В интернете искал старые схемы, чтобы самостоятельно переложить проводку. С этим удалось справиться. Провода использовал новые, ориентировался на современные стандарты работы электрики. Они не такие, как были раньше.
Специальные втулки под крепление фары, которые пришлось изготавливать
— Наверное, внимания требовал каждый из узлов и механизмов. Ремонтировалась амортизационная вилка, заменялись подшипники и прочие расходники. Некоторых пластиковых запчастей или проставок сейчас попросту не найти, поэтому приходилось просить помощи у своих друзей, работающих токарями и фрезеровщиками. Они помогали, вытачивая необходимые элементы. Люди понимающе относились: где найдёшь детали для техники 1983 года?
Гладко и менее затратно прошёл этап покраски и доведения кузовных элементов до идеального состояния.
Прошлый владелец удалил флейты глушителя, чтобы сделать звук выхлопа мотоцикла громче. Такая вот была мода. Потратив несколько месяцев на поиск бэушных, Александр всё же наткнулся на сговорчивого продавца.
Поршневой палец украинского производства не подошёл по габаритам, однако оказался настолько хорошо обработан и закалён, что его не удалось подогнать под размер даже на промышленном станке.
— Нужно быть очень внимательным при покупке новых запчастей. Неоднократно возвращал тросы тормоза и газа, потому как они не подходили. Это недёшево и занимает много времени.
«Россияне предлагали 3 500 долларов. Не сошлись!»
Александр отмечает, что перекупщики усердно занимаются запчастями для раритетных мотоциклов. Видимо, на советской классике тоже можно неплохо заработать.
— Искал только хорошие компоненты, но на «Яву» найти новые чешского производства практически невозможно, поэтому иногда приобретал бэушные с «доноров», имеющих малый пробег. Дельцы дёшево покупают, разбирают, а после продают «живые» запчасти за баснословные деньги. Если будешь долго думать, то нужную деталь быстро заберут. Хотя, конечно, играет некоторую роль ещё и фактор цены. Иногда не хочется платить огромную сумму за мелочовку.
— Многие спрашивают, отчего я поставил такую цену — 2 000 долларов, но, признаюсь, уже и продавать не хочется! Ловить взгляды взрослого населения, когда проезжаешь по городу, — бесценно. Настроение поднимается и у меня, и у окружающих — люди подходят и расспрашивают про мотоцикл. Мне приносит удовольствие такое внимание.
— В «Яву» вложено более 1 000 долларов, плюс я сам выполнил большой кусок работы, а обесценивать собственные усилия — дурное дело. Своё время нужно уважать, — считает Александр. — Мне предлагали россияне $3 500 за Jawa 350, но мы не сошлись на безопасном варианте доставки и оплаты — логистика между странами пока ещё хромает.
— До того, как я занялся этим проектом, думал, что «Ява» у меня будет до самой старости. Мол, стану изредка кататься и получать удовольствие. Но сейчас у меня семья, времени на мотоцикл не хватает. В итоге он стоит в гараже без дела. У меня остались хорошие впечатления от процесса реставрации, но ещё раз я бы за это не взялся.
Фото: из личного архива героя