Как повысить эффективность органов власти в работе с населением?
Сказано
Президент Александр Лукашенко:
– Напомню правительству и местным органам власти: важнейшая задача пятилетки – уравнять социальные стандарты для городской и сельской местности. Если мы не сделаем выводы из того, что произошло в 2020‑м и после, еще раз повторяю, мы сделаем крупный шаг к украинским событиям. Но нам будет труднее, чем Украине.
На семинаре-совещании «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне», 10 июня 2022 года.
На чем делать акценты? Что является главным критерием профессиональной пригодности управленцев? Ответы на эти и другие вопросы звучали в ходе двухдневного республиканского семинара-совещания «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне». Участие в дискуссии принял и Глава государства. Работа представителей власти с обращениями граждан, проведение прямых телефонных линий, встречи на диалоговых площадках, в трудовых коллективах, общение с людьми через мессенджеры – все это Александр Лукашенко образно назовет «битвой за людей», проиграть которую власть не должна и не имеет права:
– Проиграем битву за людей – грош цена нам как власти, грош цена нашему государству. Будет Украина, где каждый сам за себя, выживает сильнейший, молодежь, дети, старики брошены на произвол судьбы. Докатились до войны. Но это отдельная тема. Никто из нас не хочет такого сценария.
Люди должны быть услышаны!
…Хорошим примером в этом плане служит Совет Республики. Причем сенаторами используются как хорошо известные формы и методы работы с населением, так и новые подходы, говорит председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Михаил Русый:
– Положительно зарекомендовала себя такая форма работы с населением, как единые дни выездных личных приемов граждан в области. Такие приемы проведены во всех регионах страны с охватом всех районов каждой области. Непосредственное общение с людьми в регионах способствует укреплению доверия к власти и формирует ее положительный имидж. Возможность взглянуть на ситуацию своими глазами зачастую просто необходима для ее успешного разрешения. Кроме того, это и практическое обучение специалистов на местах, как работать с населением.
По мнению сенатора, сегодня очень правильно актуализирован вопрос об усилении роли местных Советов депутатов. Особенно сельских. Ведь именно они должны первыми отзываться на проблемы. Главное – не оставаться равнодушным, стремиться каждое обращение доводить до логического завершения.
– Для тех, кто приходит работать на должности, предполагающие работу с населением, ключевым должно стать не удовлетворение личных амбиций и амбиций руководителя, а забота о людях, доброе отношение к ним, – подчеркнул Михаил Русый.
В чем сила власти
Заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН Беларуси кандидат философских наук Николай Щёкин подчеркивает, что Александр Лукашенко открыл новую страницу в модернизирующейся белорусской государственности:
– Баланс доверия власти и общества – эффективная формула, направленная на реализацию комплексов вопросов на местном уровне управления. Традиционно диалог с Президентом проходит в формате откровенной дискуссии. Надо понимать, что любая житейская проблема простого гражданина должна решаться незамедлительно.
Поэтому местная вертикаль власти должна проявлять инициативность, отходить от шаблонов и формализма. Мы все и каждый из нас должны сделать вывод после 2020 года. Государство для народа, гражданин для национальных интересов – вот обоюдная схема мирного и гармоничного сосуществования власти и гражданского общества. Одновременно Президент нас всех предостерег от самоуспокоения. Сегодня время, когда наше общество не должно находиться в расслабленном состоянии. Задача власти и в целом белорусского государства – обеспечение безопасности, защита людей от внешней агрессии и помощь реальными поступками и делами в бытовой жизни.
По словам эксперта, никто не имеет права игнорировать потребности людей. Ведь самый ценный ресурс – это наши люди, их трудолюбие, достижения. Государство должно создать максимально комфортные условия для реализации потенциала наших граждан. Наличие нерадивых чиновников должно искореняться жестко и бескомпромиссно. Времена требуют нетривиальных и принципиальных решений.
Слабость власти – это путь к краху государства.
Сила власти – в диалоге с народом и эффективности в решении проблем людей.
О первенстве СМИ
На семинаре-совещании белорусский лидер озвучил и посыл к СМИ. Глава государства говорил о том, что журналисты должны быть первыми и в положительном, и в критике. При этом, естественно, давать жесткий отпор фейкам.
Генеральный директор БЕЛТА Ирина Акулович отмечает, что государственные СМИ должны быть первыми потому, что мелкие бытовые проблемы наши оппоненты применяют для создания острой повестки и фактически для политической игры:
– И если эта повестка будет перехвачена, то удастся избежать создания искусственного напряжения в обществе. Для этого нужно эффективнее использовать, к примеру, созданные в каждом районе райисполкомами или прессой телеграм-каналы. Они нужны не для отчетов власти, а для обратной связи с людьми. Этого касался и министр информации Владимир Перцов. Он говорил о том, что в региональной прессе критика зажата.
По поводу обращений граждан генеральный директор БЕЛТА подчеркнула, что и населению надо быть более ответственным:
– Я около года живу в новостройке в Заводском районе нашей столицы. В один из вечеров во время прогулки возле Чижовского водохранилища мне было ужасно больно: во что его превратили за несколько теплых дней! И самое поразительное: сидит компания, а возле нее много мусора, и она прекрасно себе отдыхает. Поэтому Президент правильно говорил о том, что сакральное отношение к государству в сравнении даже с Советским Союзом перешло в потребительское. На этом нужно делать акцент. Власть где-то недорабатывает, но и мы где-то недорабатываем.
Виртуальный подход к реальности
Еще один важный момент касается использования современных информационных технологий. Ведь не все ходят на личные приемы, пишут обращения. Многие остаются один на один со своими проблемами. И вот здесь как раз на помощь могут прийти мессенджеры, телеграм-каналы. Через них тоже можно и нужно общаться с людьми. Скажем, такой популярный мессенджер, как Telegram, давно не роскошь, а средство общения. Все это хорошо усвоили крупные медиа, готовы сами подтолкнуть коллег. Не так уж много в самом деле в Беларуси регионов.
– Конечно, надо менять подходы к общению с гражданами. Они должны быть более интерактивными. Сегодня, например, очень многие чиновники, депутаты имеют аккаунты в социальных сетях. Но это тоже должно быть не для галочки. Обязательно нужна обратная связь с людьми. Иначе смысла в этом общении просто нет, – уверена депутат Палаты представителей Национального собрания Марина Ленчевская.
По ее словам, управленцу или депутату никогда не надо ставить себя выше человека, который к тебе обратился:
– Он приходит с конкретной просьбой, проблемой и ждет помощи и поддержки. Нельзя быть равнодушным. Маленьких проблем не бывает. Возможно, нам кажется, что чья-то проблема несущественна, но для обратившегося это огромная проблема. Если ко мне пришел гражданин, значит, он мне доверяет. Я обязана постараться решить его вопрос. Причем оперативно, не заниматься волокитой. Тем самым мы работаем на укрепление имиджа власти и государства.
– Эффективная работа с людьми невозможна без определенных профессиональных знаний и компетенций, – считает заведующий кафедрой государственной экономической политики Академии управления при Президенте Владислав Щепов. – И большая роль здесь отводится таким вузам, как наш. Потому что управленцам приходится общаться с разными людьми, у каждого свой характер, своя манера поведения. Чтобы сбить накал страстей, нужно применять определенные приемы, чтобы разговор был конструктивным. Если же с порога две стороны займут агрессивную позицию, то ничего не получится. А ведь представитель власти должен сформулировать определенный алгоритм решения проблемы. Да, государство для народа – это непросто. Это всегда напряжение, постоянная работа, разъяснение. Но без доверительного диалога власти с людьми государство становится весьма уязвимым.