К 100-ЛЕТИЮ ПРОКУРАТУРЫ БЕЛАРУСИ
Помощник прокурора Несвижского района Елена Каменко трудится на своем месте не так давно — всего два года, но пришла на эту работу она уже опытным юристом. После окончания Белорусской государственной сельхозакадемии, где получила специальность «Правоведение. Юрист», Елена Валерьевна три года проработала по распределению в СПК «17 Сентября» (сейчас — ОАО «17 Сентября»), после чего, когда в 2012 году в районе был создан отдел Следственного комитета, перешла туда на должность специалиста режимно-секретной деятельности и делопроизводства, где и работала до приглашения прийти в прокуратуру. Чтобы попасть туда, нужно было сдать очень серьезный экзамен, который героиня этого рассказа выдержала с честью, и для нее начался новый жизненный этап, который всё так же касался ее любимой юриспруденции, но уже с новым оттенком, новыми особенностями работы. Если раньше сфера ее деятельности была более узкой и касалась больше работы в сельском хозяйстве — правильности заключения договоров, предъявления претензий, составления исковых заявлений и т.д., то в прокуратуре она стала гораздо шире, ведь работа прокурора затрагивает все интересы общества.
Елена Валерьевна непосредственно осуществляет надзор за поддержанием гособвинения в суде, что очень ответственно, потому что нужно сделать так, чтобы невиновный человек не пострадал, а виновный не ушел от ответственности, кроме этого — надзор за соблюдением законодательства в отношении несовершеннолетних и молодежи, надзор за соответствием закону решений суда по гражданским и уголовным делам и надзор за работой отдела принудительного исполнения.
На вопрос, легко ли выдерживать женщине суровую специфику работы прокурора, которая многим из нас представляется требующей некоторого хладнокровия и безэмоциональности, моя собеседница ответила, что осознанно выбирала профессию. И сегодня она помогает людям, чтобы через соблюдение закона и правопорядка торжествовала справедливость.
— Конечно, каждый из нас — прежде всего — человек, — отметила в нашей беседе Елена Валерьевна, — и ты не можешь не переживать за людей, но нужно помнить, что ты стоишь на страже закона и смотришь на ситуацию прежде всего с юридической точки зрения. Поэтому свои чувства и эмоции отодвигаешь на задний план, но сердечность всё равно остается. Когда, например, к тебе на прием приходит женщина и со слезами на глазах рассказывает о своей проблеме, ты делаешь всё возможное, чтобы разобраться и помочь человеку.
Выдерживать нагрузку помогает и то, что еще до прихода в прокуратуру у меня была немалая практика в юриспруденции, поэтому мне всё-таки было полегче, чем тем, кто пришел на такую работу сразу после университета.
А вообще интерес к прокурорской работе у моей собеседницы появился еще на третьем курсе академии, когда она проходила производственную практику на своей малой родине, в Орше.
— Три недели мы были в суде, три — в прокуратуре, — рассказывает Елена Валерьевна. — Мы часто присутствовали на судебных процессах, от чего у меня осталось очень положительное впечатление. Это тоже внесло свой вклад в мое решение стать прокурорским работником.
Что касается самых запомнившихся дел, то, по мнению Е.В. Каменко, они все по-своему интересные. Недавно, например, рассматривалось дело по статье 149 (умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения). В кратком изложении, один мужчина один раз ударил другого, но так, что вместо хулиганства (которое запросто могло бы быть из-за одного удара) здесь получилось всё гораздо хуже: пострадавший человек упал, ударился головой о плитку и впал в кому, в которой пробыл четыре дня. К счастью, врачам удалось спасти его, и он смог лично присутствовать на судебном процессе и давать показания. Дело осложнялось темным временем суток и показаниями свидетелей, которые находились на значительном расстоянии от произошедшего. Потерпевший утверждал, что обвиняемый грубо разговаривал со своей девушкой и он хотел заступиться за нее, а обвиняемый — что потерпевший хотел обидеть ее. Получались показания одних против других. Было проведено тщательное судебное разбирательство, оценены выводы нескольких экспертов. В результате в отношении обвиняемого постановлен обвинительный приговор, по которому ему назначено наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа. Приговор вступил в силу. А ведь любой может оказаться в такой ситуации — один удар и такие тяжелые последствия. Человек мог умереть.
— Иногда и гражданские дела бывают настолько сложными, что в них очень непросто принять решение, — говорит Елена Валерьевна. — Бывает, приходится участвовать и в выселении, и в ограничении дееспособности, и в трудовых спорах. Обо всём и не расскажешь.
В заключение я попросила мою собеседницу поделиться своими секретами восстановления сил, которых немало уходит на то, чтобы качественно выполнять ее обязанности. На что она ответила, что это действительно немаловажно, ведь бывает, что на работе приходится быть не только как официально положено — с 9 утра до 6 вечера, но и до пол-восьмого, и до девяти, и в выходные иногда прийти, если этого требует служба Закону и государству. Для того, чтобы снимать стресс и психоэмоциональное напряжение, лучше всего подходят аэробика, тренажерный зал, иногда — бассейн.
— Лучше всего стимулируют дети, — с улыбкой говорит моя собеседница, — старшему — 8 лет, младшей — 6, и они просят поехать с ними в бассейн, выйти куда-то на свежий воздух, и я отдыхаю вместе с ними. Иногда читаю книги, но времени для этого, к сожалению, мало.
А еще Елена Валерьевна постоянно объясняет своим детям, что такое хорошо и что такое плохо, что можно делать, а что — нет, чтобы они с детства понимали, что кроме их интересов есть и интересы других людей.
Кстати, если мы все будем об этом помнить, то и работы у прокуроров будет поменьше, а спокойствия в нашей жизни — побольше. Согласны?
Софья ЛЮБАНЕЦ.
Фото Дарьи ПИВОВАРСКОЙ.