Этот вопиющий случай произошел ранним утром 10 мая в столице Латвии Риге. Цветы, а их было очень много, которые 9 Мая благодарные латыши принесли к памятнику Освободителям, по приказу властей через ночь были убраны бульдозером и погружены в мусорные емкости. Этот факт вандализма возмутил многих жителей города, и к скульптурной композиции опять легли букеты, загорелись сотни свечей.
Рижане пели «Священную войну». Память не убьешь, не растерзаешь бульдозером.
…Когда звучит «Бухенвальдский набат», люди встают. Весь огромный зрительный зал — в едином порыве. Набатом боли, скорби, предостережения плывет колокольный звон. И не только в память о заживо сожженных в фашистском конц- лагере Бухенвальд, а в память о всех погибших на Земле во Второй мировой войне, о 27 миллионах советских людей, погибших в Великую Отечественную. Это память о трех миллионах белорусов, убитых на фронтах, в партизанских сражениях, замученных в фашистских лагерях и тюрьмах, повешенных, расстрелянных, сожженных в своих домах. Хатынь, Ола, Красный Берег, Озаричи, Тростенец… Это только малая часть адресов белорусской трагедии. Наша память также — о 10 тысячах жителей Несвижчины, погибших в войну и расстрелянных на ее территории советских военнопленных.
Набат взывает к человечеству: не повторите.
…Когда звучит «Поклонимся великим тем годам», люди встают. В почтении к великому подвигу великого советского народа, который бесстрашно шел на смертный бой с черной фашистской силой. Люди не скрывают слез. Прошлое живет в наших душах и сердцах, оно всегда будет с нами.
Республика Беларусь 9 Мая искренне, радостно отметила святой праздник — День Победы. Каким пронзительным было выступ- ление Президента Александра Лукашенко на церемонии возложения венков к монументу Победы по случаю 77-й годовщины Великой Победы, когда он призывал Запад не тревожить наши могилы в их земле, потому что это не по-человечески… Неужели его опять не услышали западные политики, или не хотели услышать и упрямо решили делать по-своему? Как стирают в своих странах память о Великой Победе над фашизмом в 1945-м. Как переписывают, фальсифицируя, историю, стремясь страну-победителя сделать изгоем. Как борются с памятниками советским воинам-освободителям: одни оскверняют их тайком, другие сносят открыто. Они воюют с мертвыми. Как это дико и кощунственно! Политики на Западе и их адепты боятся нашей идеологии, нашей памяти, потому что наши погибшие — это часовые, которые охраняют нас. Они олицетворяют мощь Союзного государства и непоколебимость, веру в правое дело и справедливость, неприкосновенность границ и белорусской земли, она и так за все столетия своей истории обильно пропитана кровью.
Воюют с собственной историей в странах Прибалтики. В Литве был осквернен памятник советским воинам-освободителям на Куршской косе, в г. Кедайняй чиновник просто разрушил его пилой-болгаркой. В Латвии убрали памятные знаки, установленные в честь наших доблестных солдат и офицеров. 12 мая сейм внес соответствующие поправки в законодательство, и теперь власти на местах могут самостоятельно убирать памятники. Вандалы оскверняют монумент в Риге, а неравнодушные люди приходят по ночам охранять его. И вот 10 мая имел место такой непристойный факт: принесенные в День Победы цветы искромсаны ножом бульдозера и выброшены вон. Кстати, уже до этого скульптуру обнесли забором по причине якобы опасности из-за ее износа, а забор завесили флагами Латвии и Украины. В эстонском Тарту памятник осквернили, в Таллине угроза нависла над военным мемориалом. За ношение георгиевской ленточки там наказывают, эсэсовцев восхваляют.
— Происходящее в нашей стране — не что иное, как политический террор инакомыслящих. Язык ненависти усиливается с каждой минутой. То, что позволяет себе правящая элита, не укладывается в голове: предложение сделать концлагерь для инакомыслящих, демонтировать памятник победителям фашизма…
Инна Дьери,
депутат рижского самоуправления
от «Русского союза Латвии».
А ведь в Прибалтике в Великую Отечественную погибли 230 тысяч советских воинов, освобождая ее народы от фашистской коричневой чумы. Среди них — и жители нашего района. В Литве, например, 18-летними геройски погибли Сергей Гуль из Большой Быховщины, Яков Слабко из Тареек и Иван Косаревич из Космович. 19 лет было Антону Колодинскому из Большой Быховщины. Там похоронены умершие от ран Николай Карпач из Завитой, Николай Яцута из Карцевич, Владимир Кисель из Митькович. В земле Латвии в марте 1945-го обрели свой последний приют Иван Плакса и Михаил Плакса из д. Осмолово, Григорий Худой из Лани, Павел Плакса из Войнилович. От тяжелых ранений умерли Петр Брушко из г.п. Городея и Арсен Шелкович из д. Малево… Только согласно списку, опубликованному в книге «Память. Несвижский район», в прибалтийских республиках похоронены 32 выходца из нашего района. А сколько еще пропало без вести! Мы чтим их память.
Помнят о тех, кто принес свободу от фашизма, и многие жители стран Прибалтики. Но они не могли 9 Мая отпраздновать День Победы так, как делали это раньше, так широко и торжественно, как в Беларуси, России, Израиле… Сейм Латвии объявил 9 мая «днем памяти жертв в Украине». Запретили торжественные мероприятия в День Победы в Литве. Там можно было только в частном порядке прийти к памятнику. Руководителя общественного объединения «Форум добрососедства», который хотел провести в своей стране 9 мая акцию «Бессмертный полк», отдали под суд. Поэтому литовская делегация приезжала на праздник в Беларусь. Координатор «Форума добрососедства» Эрика Швянчёнене рассказывала: «У нас есть лишь возможность прийти на кладбище — и больше никуда. А так хочется не забывать, что Великую Отечественную войну литовцы выиграли вместе со всеми, в составе большого государства — СССР. Я была в своей маленькой деревне, а там на кладбище снесли памятник воинам-победителям…».
По поводу подобной националистической идеологии некоторых политиков белорусский политолог Вадим Боровик заметил: «Борьба с памятниками — это демонстрация политической импотенции. Когда ты не можешь какие-то вопросы качественно решить в дискуссии, переговорах, дипломатическим путем, ты демонстрируешь вариант вандализма. Это средневековье».
…Когда звучит «День Победы», люди встают. Потому что это — гимн Великому Свершению. Путь к нему у наших отцов, дедов и прадедов пролег через тяжелейшие 1418 дней войны. Это наш общий, великий, светлый праздник, наша Победа, которую у нас никому не отнять. Мы — потомки великих героев, и этого забывать нельзя!
P.S. За тем, как расправляются националисты зарубежья с памятниками советским воинам-освободителям, слежу с опаской. Неужели та же участь ждет и два таких известнейших монумента, как памятник русскому солдату в Болгарии, который называют «Алеша», и памятник советскому воину со спасенной немецкой девочкой на руках в берлинском Трептов-парке? Неужели когда-то придется писать: «Прости, Алеша»?!
Тамара ПРАЛЬ-ГУЛЬ,
заслуженный журналист Белорусского
союза журналистов.