Крупнейшая авария в истории ядерной энергетики СССР произошла в ночь на субботу 26 апреля 1986 года, взорвался четвертый энергоблок Чернобыльской атомной электростанции.
В атмосферу попали внушительные объемы изотопов йода-131, цезия-137, стронция-90, а также трансурановых элементов.
Один сотрудник станции погиб на месте, еще 30 — в последующие три месяца от последствий взрыва и лучевой болезни. Количество умерших от последствий радиоактивного загрязнения исчисляется тысячами, их подсчет ведут до сих пор.
Нет единого мнения и исчерпывающего ответа на вопрос, что же стало главной причиной трагедии. Однако картина произошедшего в целом ясна. Сошлись воедино сразу несколько обстоятельств — это было стечение факторов и ошибок операторов атомной электростанции и проектировщиков чернобыльского реактора РБМК-1000.
В этот день мы вспомним, как все было.
Испытания
В те дни на станции были запланированы испытания выбега ротора турбины. Это должно было помочь выяснить, сколько генератор четвертого энергоблока сможет проработать на инерционном ходу в случае отключения собственного электроснабжения.
За сутки до аварии
25 апреля, 03:47
Мощность реактора была снижена примерно до 50% (1600 МВт).
25 апреля, 14:00
В соответствии с программой была отключена система аварийного охлаждения реактора.
Однако дальнейшее снижение мощности было запрещено диспетчером Киевэнерго.
25 апреля, 23:10
Запрет был отменен диспетчером. По инструкции, которую подписал главный инженер АЭС Николай Фомин, испытания должны были пройти при тепловой мощности от 700 до 1000 мегаватт.
Мощность реактора была снижена до уровня, предусмотренного программой (около 700 МВт тепловых), а затем, по неустановленной причине, до 500 МВт.
26 апреля, 00:28
При переходе с системы локального автоматического регулирования на автоматический регулятор общей мощности оператор не смог удержать мощность реактора на заданном уровне, и она провалилась до 30 МВт.
Персонал принял решение о восстановлении мощности реактора, извлекая поглощающие стержни реактора, и через несколько минут добился ее роста, а в дальнейшем и стабилизации на уровне 160–200 МВт (тепловых).
26 апреля, 01:03
Датчик мощности реактора вновь показал требуемые 200 мегаватт. Заместитель главного инженера Анатолий Дятлов дал команду начать испытания. Из-за нарастания мощности реакции и невысокого расхода воды тепловыделяющие элементы в нижней части реактора начинают перегреваться.
26 апреля, 01:23:04
Началась активная фаза испытаний. Клапан подачи пара на турбогенератор перекрыт, турбина замедляется, включены два резервных насоса, которые будут гонять воду на энергии выбега турбины до подключения резервных дизель-генераторов.
Циркуляция воды снижена, она поступает в реактор уже почти кипящей, выход пара перекрыт. По сути, активная зона реактора превратилась в гигантскую скороварку. Одновременно от перегрева некоторые твэлы расплавились и прожгли стенки топливных сборок, пар под давлением 70 атмосфер ворвался в топливные каналы.
26 апреля, 01:23:39
Зарегистрирован сигнал аварийной защиты АЗ-5 от нажатия кнопки на пульте оператора. Поглощающие стержни начали движение в активную зону, однако вследствие их неправильной конструкции и низкого оперативного запаса реактивности реактор не был заглушен, а, наоборот, начал разгоняться.
В следующие несколько секунд зарегистрированы различные сигналы, свидетельствующие об очень быстром росте мощности, затем регистрирующие системы вышли из строя.
Взрыв
26 апреля, 01:23:47
Верхнюю плиту реактора весом 2,5 тыс. т подкинуло. Она пробила потолок реакторного зала. Реактор полностью разрушен, в дыру вырвался поток радиоактивной лавы.
26 апреля, 01:23
На пульт дежурного ВПЧ-2 по охране ЧАЭС поступил сигнал о возгорании. К станции выехали три отделения пожарной части. Из Припяти на помощь выехал караул 6-й городской пожарной части, позднее было вызвано подкрепление из Киева. Пожарные работали в обычных средствах защиты, о высоком уровне радиации им сообщили только в 3:30.
26 апреля, 04 — 06:00
Пожар был локализован к 4 часам и потушен к 6 утра.
Всего в тушении пожара принимали участие 69 человек личного состава и 14 единиц техники.
Утро 26 апреля
Масштаб трагедии осознали не сразу. В первые часы были уверены, что реактор уцелел, и некоторое время даже пытались его охладить. Дозиметры, которые были в наличии, «зашкаливали» — определить реальный уровень радиации было невозможно.
Радиационный фон в МСЧ-126 был запредельно высок, и, чтобы хоть как-то его снизить, медперсонал перенес всю одежду пожарных в подвал медсанчасти.
У прибывших на помощь пожарных из средств защиты были только брезентовые робы, рукавицы и каски. Спасатели боролись с огнем до утра.
В тот же день первую группу пострадавших из 28 человек отправили самолетом в Москву, в 6-ю радиологическую больницу.
Было подтверждено 134 случая острой лучевой болезни среди людей, выполнявших аварийные работы на четвертом блоке. Во многих случаях лучевая болезнь осложнялась лучевыми ожогами кожи, вызванными β-излучением. Из этого числа людей в течение 1986 года умерли 28 человек от лучевой болезни.
То, что реактор разрушен, стало ясно только к 10 утра. Уже через час в Москве была создана правительственная комиссия, которая должна была разработать оперативные мероприятия по локализации катастрофы, проанализировать причины аварии и защитить население от радиации.
Утро 27 апреля
В 3 км от Чернобыльской АЭС находился город Припять. К слову, он был единственным советским городом, где была своевременно проведена спасительная йодная профилактика. Город мыли, людям раздавали таблетки йодистого калия.
Однако его жителям сообщили об эвакуации по радио только через 36 часов после аварии, днем 27 апреля.
Автобусы подали к домам в Припяти. К тому времени в городе фонило так, что невидимые лучи радиации вспышками запечатлелись на кинокадрах.
Эвакуация почти 50 тыс. жителей заняла неделю.
Работы по локализации начались также в этот день. Военные с вертолетов засыпали раскуроченный реактор смесью песка, свинца и доломита, надеясь таким образом погасить интенсивность выбросов.
Под реактором работали шахтеры — заливали железобетонную «подушку», чтобы не допустить попадание реакторного топлива в грунтовые воды.
В последующие дни эвакуировали населенные пункты в радиусе 30 км от взрыва.
Запрещалось брать с собой вещи, детские игрушки, многие были эвакуированы в домашней одежде. Чтобы не создовать панику, сообщалось, что эвакуированные вернутся домой через три дня. Домашних животных с собой брать не разрешали.
28 апреля
21:00
Советские СМИ распространили первое сообщение. о катастрофе. Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев выступил по телевидению.
В этот же день министр энергетики Швеции созвал срочную пресс-конференцию, где рассказал о резком росте уровня радиации и заявил, что источник радиоактивного загрязнения находится на востоке, предположительно, в Советском Союзе. Тем же вечером в программе «Время» было зачитано сообщение ТАСС, но слова «авария» и «необходимые защитные меры» в нем так и не прозвучали.
Из официального сообщения ТАСС:
На Чернобыльской атомной электростанции произошел несчастный случай. Один из реакторов получил повреждение. Принимаются меры с целью устранения последствий инцидента. Пострадавшим оказана необходимая помощь. Создана правительственная комиссия для расследования происшедшего.
На самой станции также шли работы по ликвидации последствий. Первым делом предстояло собрать радиоактивный графит, который в больших количествах скопился на крышах турбинного зала и третьего энергоблока. Предполагалось, что эту работу будут делать роботы, но они застревали в завалах. К тому же электроника не выдерживала таких высоких доз радиации, ломалась.
В итоге собирать графит пришлось военным.
Полагалось два выхода на крышу. На самой кровле работали всего 45 секунд. По секундомеру. Боец переодевался в защитный костюм, ему указывали: вон кусок графита лежит. Крыша, как футбольное поле. По двое-трое с лопатами должны были пробежать до графита за 15 секунд, подхватить его на лопату и за следующие 15 секунд донести до края крыши, где стоял огромный контейнер радиоактивных отходов. Сбросить смертоносный груз, и бегом обратно – еще 15 секунд.
Из воспоминаний ликвидатора, опубликованных в одной из российских газет к 25-летию годовщины аварии на ЧАЭС.
Обломки реактора изолировали к ноябрю, когда над разрушенным энергоблоком возвели защитный саркофаг. К декабрю три уцелевших блока станции возобновили работу.
Виновными в аварии признали руководство и ряд сотрудников станции, а также инспектора Госатомтехнадзора СССР. Директор станции, главный инженер и его заместитель получили 10 лет – это максимальные тюремные сроки, предусмотренные соответствующей статьей украинского УК.
Часть обнародованных секретных документов об аварии на ЧАЭС
Служба безопасности Украины в 2021 году, по случаю 35-й годовщины катастрофы на ЧАЭС, обнародовала часть секретных документов из своих архивов, среди них — самый первый доклад о взрыве от директора ЧАЭС Виктора Брюханова и переговоры операторов станции в момент аварии.
Кроме того, в документах есть свидетельства того, что аварии на ЧАЭС случались и до 26 апреля 1986 года.
«В 1982 году на 1 энергоблоке произошел значительный выброс радиоактивных веществ. Но доклад КГБ об этом заканчивается привычным «приняты меры для недопущения панических и провокационных слухов». В 1984 году аварийные ситуации были на 3 и 4 энергоблоках», — говорится в сообщении.
Отмечается, что в 1983 году советское руководство получило информацию, что ЧАЭС «является одной из самых опасных атомных станций в СССР из-за отсутствия средств безопасности».
«В случае аварии радиоактивность оценивалась в 60 раз выше, чем при взрывах атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки», — информируют в спецслужбе.
Отмечается, что 8 июля 1986 года появилась директива, которая засекречивала все детали аварии на ЧАЭС: ее причины, характер разрушений, состав смеси, выброшенной в воздух при взрыве, радиационную обстановку, масштабы работ по ликвидации, заболеваемость и другие.
Последствия
Последствия аварии на Чернобыльской АЭС, произошедшей 26 апреля 1986 года, затронули многие страны, но больше всего пострадала Беларусь. Для нас катастрофа на ЧАЭС стала тяжелейшим национальным экологическим бедствием.
Прощание (перед эвакуацией скота), декабрь, 1986 года
Вот лишь несколько цифр: 23% белорусских земель оказались заражены радионуклидами. Из оборота было выведено 265 тыс. га сельскохозяйственных земель. Суммарный ущерб, нанесенный Беларуси, составил $235 млрд. Последствия аварии оказали огромную стрессовую нагрузку на все население страны.
Так, Беларусь оказалась наиболее пострадавшей республикой. Именно здесь осело до 70% всех радионуклидов.
В апреле 1990 года Верховным Советом СССР была утверждена Государственная союзно-республиканская программа неотложных мер по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Однако после распада Советского Союза наша страна была вынуждена самостоятельно решать весь комплекс чернобыльских проблем.
В 1991 году был образован Государственный комитет Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы. Он был создан для координации усилий всех заинтересованных сторон и консолидации ресурсов по преодолению последствий катастрофы в Беларуси.
В 1994 году Госкомчернобыль был реорганизован в Министерство по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 1999 года Комитет по проблемам последствий катастрофы находится в ведении Совета Министров Республики Беларусь, но, как и прежде, является органом государственного управления.
17 декабря 2003 года Генассамблея ООН поддержала решение Совета глав государств СНГ о провозглашении 26 апреля Международным днем памяти жертв радиационных аварий и катастроф, а также призвала все государства-члены ООН отмечать этот Международный день и проводить в его рамках соответствующие мероприятия.
Память о тех страшных днях, свидетелями и участниками которых стали тысячи людей, будет жить вечно в наших сердцах.