7 января, 7.50 утра, в ПАСП № 11 г. Несвижа идет смена караулов, и спасатели приступают к выполнению своих обязанностей.
Дежурит смена в составе командира отделения старшины внутренней службы Максима Бондаренко и водителя, старшины внутренней службы Виктора Цвирко.
Пройдя инструктаж по технике безопасности и охране труда, познакомившись с суточной оперативной обстановкой, в обычном режиме спасатели приступили к делам согласно распорядку дня.
Радиостанция в этот день «молчала». День дежурства прошел в штатном режиме.
Полночь. Время, когда дежурная смена может немного отдохнуть. Но рация тревожной волной выдает: «Альба! Альба! Прием! Пожар в жилом доме поселка Альба. Предположительно в квартире находится человек!».
Сердце водителя пожарного расчета Виктора Цвирко, несмотря на многолетний стаж работы, екнуло. К человеческим трагедиям привыкнуть невозможно, сколько бы их ни встречалось в службе пожарного спасателя. Задача ясна — как можно быстрее прибыть на место, ведь на кону жизнь человека. И от водителя зависит многое. А впереди зачастую — неизвестность.
Командир отделения Максим Бондаренко, согласно сообщению диспетчера, предпринимает все нужные действия, предшествующие выезду боевого расчета на место чрезвычайной ситуации.
Для выезда есть всего девяносто восемь секунд. Но иногда, чтобы спасти чью-то жизнь, и этого слишком много…
Минута — и в свете фар пожарного автомобиля появился нужный многоквартирный дом.
Сплошная темень ночи, а значит открытое горение отсутствует. Рядом с подъездом — напуганные, но не растерявшиеся жильцы многоквартирного дома. Один из мужчин бросается к двери подъезда, чтобы впустить спасателей-пожарных в газодымозащитном снаряжении.
— Скорее, там женщина! — слышны крики.
Установив машину на противооткатные упоры так, чтобы не препятствовать подъезду другого транспорта, и обозначив место работы фишками, Виктор надевает аппарат на сжатом воздухе и ныряет вслед за командиром.

Командир отделения ПАСП № 11 г. Несвижа, старшина внутренней службы Максим Бондаренко и водитель, старшина внутренней службы Виктор Цвирко
Спасатели забегают в подъезд в своей 30-килограммовой амуниции, в руках — огнетушитель, лом, маска для пострадавшего человека. Уже на втором этаже они оказываются в плену плотной дымовой завесы.
Пробираться выше приходится наощупь, одновременно докладывая обстановку коллегам, которые спешат на помощь из Несвижа, чтобы тем можно было сориентироваться на месте происшествия.
Мысли Максима и Виктора работают только в одном направлении — «спасти человека», ведь, вероятнее всего, жительница подъезда без сознания — при таком едком дыме в ее легких вот уже несколько минут нет чистого воздуха!
Дым в подъезде серый и едкий, невозможно сделать ни шагу, всё наощупь. Ребята предполагают: спасаясь при пожаре, человек пытается добраться, насколько это возможно, к двери или окну. А раз дым не выходил через окна, скорее всего хозяйка, спасаясь, могла направляться к двери.
— Пожилая женщина с едва заметными признаками жизни была найдена на полу, недалеко от входа в квартиру, — рассказывает Максим. — До выхода ей не хватило нескольких шагов, когда она обессилела и упала. И это, по сути, было хорошо, ведь токсичный дым шел поверху, а на полу еще оставался воздух. А ведь подышав ядовитым дымом всего две-три минуты, человеку уже не спастись.
Парни действовали как единое целое.
— Надев маску с кислородом, мы взяли пострадавшую и направились к выходу. Каждый шаг, сделанный в дымовой завесе, добавлял уверенности: «Успеем!». Она была без сознания, и мы не останавливались даже проверить пульс, — рассказывает Максим Бондаренко. — Вдруг непонятная сила остановила наше движение. Первая мысль, которая мелькнула: «Зацепилась за поручень! Но как?». Найдя в плотной дымовой завесе руку пострадавшей, которая всё еще находилась в бессознательном состоянии, обнаружили, что она держится практически мертвой хваткой за лестничные поручни. Пришлось освобождать… Дальше — ступенька за ступенькой и на втором этаже мы уже почувствовали крепкие руки товарищей, которым и передали хозяйку квартиры. Самим предстояло вернуться в задымленные комнаты, и звеном газодымозащитников вести разведку, ведь никто не знал, была ли хозяйка дома одна.
Каждый шаг спасателей, казалось бы, должен был приближать к завершению операции. Но обстановка в квартире не позволяла даже определить местонахождение окна. Поэтому, ощупывая пространство сантиметр за сантиметром, пожарные обследовали квартиру. И вдруг — предупреждающий свисток — на исходе резервный запас воздуха в аппарате Максима, и ребята сопровождают его на улицу для смены баллона. Другие участники разведки продолжают поиски источника пожара, из-за которого отовсюду клубится черно-серый дым. И вот языки пламени обнаружены и сбиты.
Чтобы выветрить комнату, продолжаются поиски окна. В глухом задымленном мешке — сплошная темнота и только свет от фонарей спасателей…
В это время на улице под светом сверкающих маячков пожарных автомобилей, затаив дыхание, волнуясь за этих отважных парней, стоят встревоженные жители поселка. На земле извивающимися змеями лежат рукава пожарных машин, а в воздухе стоит горечь едкого дыма…
И вот в ночи прозвучал звук выбитого окна. Дымовая завеса в квартире, где произошло возгорание, стала спадать. Ребята завершали спасательные работы…
Еще одна мужская работа подходила к завершению. Парни в очередной раз, уставшие и счастливые, выходили на улицу, снимая на ходу тяжелое снаряжение. Человек спасен. Свой долг они выполнили достойно. После смены их ждут дома родные, которые верят, что их сын или муж — человек самой достойной профессии и что у него всё будет хорошо…
В трудовой биографии Максима Бондаренко это было первое боевое крещение со спасением человека. Несколько лет назад, отслужив армию, он остался в строю сверхсрочником, служил в Борисове во внутренних войсках. Встретил там свою будущую супругу и решил переехать на Несвижчину. А здесь сменил род деятельности — стал спасателем-пожарным. И не пожалел, ведь у него настоящая мужская профессия.
Виктор Цвирко родился и вырос на Несвижчине. Здесь создал крепкую семью. День спасателя, который он отметит завтра вместе со своими товарищами, в этом году для него по счету уже девятый профессиональный праздник.
Для этих молодых ребят, слаженные действия которых в Рождественские праздники сотворили чудо и спасли человеческую жизнь, это просто работа.
Инна
ВАСИЛЕВИЧ.