Еще недавно, в декабре, в статье к 30-летию образования Содружества Независимых Государств я рассказывала об успешном сотрудничестве Республики Беларусь с Казахстаном. Это братская нам страна,
наш союзник. Поэтому страшные события, вспыхнувшие там в первые дни нового года, стали просто шоком и потрясли до глубины души. Казалось бы, такая благополучная страна…
2 января на юго-западе Казахстана, в нефтедобывающей Мангистауской области, начались уличные протесты, причиной которых стало повышение цен на сжиженный газ с 0,13 доллара до 0,27 доллара за литр. Затем беспорядки перекинулись в другие регионы. Заполыхал практически весь юг страны. Уже через несколько часов о ценах на газ на улицах никто не вспоминал. Начался беспредел, который чинили бандиты, погромщики, мародеры, а затем и профессиональные боевики-террористы, хорошо обученные, вооруженные. В арсенале агрессивных молодчиков — арматура, палки, ломы, циркулярные пилы, гранаты, «коктейли Молотова», снайперские винтовки и автоматы, радиостанции для координации. И они всё крушили на своем пути. Горели здания и автомобили, разворовывались магазины и банки. Бандиты врывались в больницы, не давая медикам оказывать помощь нуждающимся. Избивали и убивали полицейских. Двух военных обезглавили.
В ходе беспорядков стране нанесен огромный экономический ущерб, по словам Президента Токаева — до 3 млрд долларов. Только в ночь с 4 на 5 января было разгромлено 120 магазинов, 180 предприятий общепита, около 100 офисов. По состоянию на полдень 5 января в южной столице — г. Алматы — пострадало 300 предприятий, сожжено 120 автомашин, в т. ч. 33 «скорые» и пожарные. В этом же городе горели также здания прокуратуры, мэрии и филиала правящей партии Nur Otan, полностью разгромлен и сожжен офис представительства МТРК «Мир». Захвачен и разграблен международный аэропорт. Было подожжено здание мэрии в г. Актобе. Приостановлена работа аэропортов в г. Актау и столице государства г. Нур-Султане. На всей территории Казахстана был введен режим чрезвычайного положения и комендантский час.
Самое страшное — погибли люди. 164 человека. В т. ч. 16 силовиков и трое детей. В понедельник, 10 января, в Казахстане был объявлен день траура. В Минске неравнодушные люди несли к посольству Казахстана цветы, зажигали свечи, разделяя горе и скорбь.
Чтобы справиться с угрозой государственного переворота, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 5 января обратился за помощью к своим коллегам по Организации Договора о коллективной безопасности. И оперативно, уже 6 января, туда с миротворческой миссией российской военно-транспортной авиацией начали отправляться Коллективные миротворческие силы из России, Беларуси, Армении и Кыргызстана. Их задействовали для охраны аэропортов, военных складов, стратегических объектов. Миротворческую миссию выполняли свыше 2000 человек с 250 единицами военной техники. Благодаря их помощи, казахстанские военные и полиция смогли сосредоточить свои усилия на подавлении бесчинств террористов, ликвидации бандитских группировок и тайников с оружием. Например, только за сутки 10-11 января в Алматы задержано более тысячи боевиков и мародеров.
11 января Президент Токаев заявил, что в целом острая фаза контртеррористической операции пройдена, основная миссия миротворческих сил завершена. На вчера объявлялось начало поэтапного вывода войск ОДКБ. Казахстанские силовики продолжат наводить порядок в своей стране, получив от союзников в том числе и большую морально-психологическую помощь. Они уверены: власть их не предаст, как в 2014 году в Киеве, когда нацисты расстреляли «Беркут». А ОДКБ, которой впервые пришлось показать себя на деле, сдала тест на зрелость, продемонстрировала высокую эффективность, явила собой альтернативу военному блоку НАТО. Она стоит на защите стран-участниц от внутреннего терроризма и внешнего вмешательства. А у белорусских военных появился опыт миротворческой деятельности. И не надо мучиться мыслью: зачем нам, белорусам, вмешиваться в дела Казахстана, он же далеко? Не далеко, он — близко. Мир ведь стремителен. Как подчеркнул политолог Вадим Гигин, «наши ребята защищали там мир и спокойствие Беларуси».
А то, что в Казахстане преследовалась цель подрыва конституционного строя и захвата власти насильственным путем при внешнем вмешательстве, у политических и военных экспертов не вызывает сомнения. Здесь использовали технологию управляемого хаоса, как и в других странах, где прошли «цветные революции» и госперевороты — в Кыргызстане, Грузии, Армении, Молдове, Украине. Методичку Шарпа Запад давно использует в своих геополитических целях. Чтобы создать по периметру России очаги напряжения, ослабить интеграцию на постсоветском пространстве, а в данном случае еще и взорвать Центральную Азию, прервать «великий шелковый путь» из Китая в Европу. В прошлом году США выделили более 1,5 млн долларов для «поддержки демократических сил» в Казахстане, т.е. для оппозиции. В стране зарегистрировано 22 тысячи неправительственных и некоммерческих организаций, даже «Фонд Сорос — Казахстан» действует. Через них и финансируют адептов революции, координируют массовые беспорядки, да еще из-за границы выступают «дирижеры».
Президент Токаев принял первые оперативные меры: возглавил Совет безопасности страны (ранее председателем пожизненно был Первый Президент Нурсултан Назарбаев), отправил в отставку правительство, начал кадровую чистку в других структурах, ввел временное госрегулирование цен на сжиженный газ, бензин и дизтопливо, отменил недавнее повышение цен на газ. Докапывается до сути, ставит вопросы: почему государство проспало наличие спящих ячеек боевиков? почему в стране столько адептов терроризма, столько оружия? Найти ответы помогут в том числе и следственные органы.
Обстановка в Республике Казахстан стабилизируется. Будем надеяться, что нашим друзьям удастся в дальнейшем избежать погружения в нестабильность и хаос. И сами хорошенько усвоим этот урок. Ведь такое же могло произойти в Беларуси в 2020 году, только дай тогда власть слабинку. Надо не терять бдительности, действовать на упреждение в информационном пространстве, как считает наш Президент Александр Лукашенко. И ценить то, что имеем сегодня.
Подготовила
Тамара ПРАЛЬ-ГУЛЬ.