Мы продолжаем обсуждать на страницах «НН» основные аспекты проекта Конституции Республики Беларусь. Наш сегодняшний собеседник — заместитель благочинного Несвижского церковного округа Андрей Евшель.
Белорусский экзархат предложил внести в Основной закон страны норму о том, что брак — это союз мужчины и женщины. Митрополит Вениамин отметил, что для сохранения традиционной семьи белорусская православная церковь предлагает законодательно закрепить определение понятия «брак»: «Мы предлагаем считать браком добровольный союз мужчины и женщины по рождению».
— Отец Андрей, прокомментируйте, пожалуйста, данную позицию.
— Это защита традиционных семейных ценностей. Следует заметить, что сегодня речь идет о попытках ослабить и разрушить основу основ каждого человеческого общества — семью. Вместо семьи всем народам, всему миру пытаются в качестве универсальной нормы навязать противоестественные и противоречащие самой человеческой природе явления и понятия. Год за годом мы видим, как нападки на семью и традиционные семейные ценности усиливаются.
Все чаще подвергается сомнению и отрицается основополагающее значение семьи, основанной на браке мужчины и женщины и направленной на рождение и воспитание детей. Семейные ценности, традиционный уклад семейной жизни осмеиваются. Подлинное понятие брака, стабильного союза мужчины и женщины, пытаются подменить бесформенным многообразием форм якобы «семейной» жизни, включая однополые отношения и даже группы множества интимных сожителей.
Как вижу я, причина тех процессов, которые происходят сейчас во многих странах в переоценивании семейных ценностей, кроется в секуляризации общества. Человечество уже переживало подобные моменты. Как говорится, всё старо как мир. Если мы обратимся к строкам Священного Писания, то увидим, что первое допотопное человечество уже имело подобный опыт, который привел их к погибели. Я имею ввиду полное развращение человека, уход его от закона Божьего и объявление себя центром Вселенной (Быт. 6, 5-7). Увы, но мы движемся тем же путем. Так история нас ничему и не научила.
Кроме того, нужно помнить, что во всех тех процессах, которые происходят в обществе сегодня, есть и духовная сторона. Нам нужно помнить, что враг рода человеческого всё переворачивает с ног на голову. Это духовная борьба, которая может и наше сегодняшнее общество привести к погибели. Господь наш Иисус Христос предупреждает нас об этом, говоря о кончине мира: «Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 37-39)». Вслушайтесь! Господь не напрасно уточняет: «Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег…». Что это значит? А это значит то, что в дни Ноя человечество неправильно ело, пило, женилось и выходило замуж. Не этим ли путем сегодня шагает современный мир?
— Митрополит Вениамин также отметил: «Мы предлагаем внести в Конституцию положение о том, что государство защищает человека на протяжении всей его жизни от любых противоправных посягательств». Отец Андрей, поясните эту мысль Владыки нашим читателям.
— Церковь всегда печалится о человеке. Подобная норма позволит исключить не только возможность проведения экспериментов над человеком, но и также дать защиту человеческой жизни от рождения до смерти. Владыка Экзарх сам говорит об этом: «Включение этой нормы в Конституцию позволит исключить возможность проведения экспериментов над человеком. Защитить его жизнь вплоть до естественной смерти, а также создать максимально благоприятные условия для сбережения жизни еще неродившегося человека. Мы видим, какие изменения происходят в других странах, и мы должны быть готовы».
— Белорусская православная церковь также предложила внести в Конституцию положение о том, что государство обеспечит приоритет семейного воспитания, а также право и обязанности родителей заботиться не только о физическом воспитании и здоровье детей, но и об их духовно-нравственном развитии. Как Вы прокомментируете эти положения?
— Церковь всегда проводила большую работу, направленную на повышение роли отцовства, по подготовке подрастающего поколения к семейной жизни, а также с семьями, находящимися на грани развода.
Наши священнослужители участвуют в реализации многочисленных проектов, направленных на осознание подрастающим поколением значимости семьи в жизни человека. Уделяют много времени и сил проведению бесед, классных часов, праздников, конкурсов, посвященных этой теме.
Также проводится целенаправленная работа по поддержке многодетных семей, оказанию помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам, детям-инвалидам, детям, находящимся в социально опасном положении, беременным женщинам, многодетным и неполным семьям. Всё это направлено на укрепление традиционных семейных ценностей.
— Давайте поговорим об отношениях между супругами, между родителями и детьми. Это ведь самая сложная, наверное, сфера отношений.
— В первую очередь, нам нужно помнить слова Священного Писания, касающиеся супругов: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 5-6)».
Очень важные слова: «…будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть». Нам следует помнить, что муж и жена — это один организм, одна плоть, одно целое.
Святитель Григорий Богослов пишет: «Связанные узами супружества заменяют друг другу и ноги, и руки, и слух. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость. Общие заботы облегчают скорби. Общие радости для них восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а скудость переносится легче. У них одно питие из домашнего источника, из которого не вкушают посторонние. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу» (Григорий Богослов, свт. Творения. М., 2007. Т. 2. С. 50.).
Святитель Иоанн Златоуст христианскую семью называет малой церковью. Он говорит, что муж и жена подобны рукам и глазам. Когда рукам больно, то плачут глаза. Когда глаза плачут — руки утирают слезы.
Другими словами, в плохих взаимоотношениях всегда виноваты двое. И выход нужно искать сообща, с молитвой к Богу.
Что касается детей, то Священное Писание четко нам говорит: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20,12). И апостол Павел добавляет: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием» (Еф. 6, 1 — 2). Но и родителей апостол Павел предупреждает: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4).
Другими словами, все мы должны иметь попечение, послушание и снисхождение друг к другу. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8.), — говорит апостол Павел.
— Что же, по Вашему мнению, составляет фундамент и опору семьи?
—В первую очередь, это любовь! Жертвенная любовь, настоящая! Апостол Павел так говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13: 4 — 7).
Еще раз подчеркну — жертвенная любовь. Только тогда семья может устоять и быть счастливой, когда мы научимся каждый день отдавать себя другому.
Во-вторых, это память предков, сохранение национальных традиций.
Как говорит нам Священное Писание: «Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Притч. 6: 20).
Мы всеми силами должны помнить свой род, своих дедов и прадедов, их устои и традиции, дабы не стать нам, как говорят, Иванами без родства.
— Отец Андрей, спасибо большое за беседу. Благословите наших читателей.
— Дорогие мои! Пусть Господь благословит Вас, Ваши семьи, Ваших детей и внуков, родных и близких! Храните верность друг другу, любите, снисходите, жертвуйте себя другому и через это исполняйте закон Христов! С Богом!
Светлана ШАТРУН.