25 октября — Международный день школьных библиотек. «НН» не могла обойти этот праздник стороной, так как в жизни любого человека, в том числе и школьника, книга занимает далеко не последнее место. Почему и зачем ребенку нужна книга? Что делать, чтобы «вырастить» настоящего читателя? Ответы на эти вопросы, несомненно, знают школьные библиотекари. Нашими собеседниками стали библиотекари средней школы № 1 г.Несвижа Ольга Жук, Несвижской гимназии Людмила Юращик и средней школы № 3 г.Несвижа Ирина Чернявская.
— Дети — особая категория читателей. В чем заключается специфика работы школьной библиотеки? Людмила Юращик:
— Школьная библиотека должна выполнять одну из главных задач — учить читать, воспитывать творческого читателя, привлекать к чтению подрастающее поколение.
Школьная библиотека — это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение. На сегодняшний день ключевая задача школьной библиотеки — с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для обеспечения доступности, повышения эффективности и качества образования. Задача школы — помочь ребенку найти пути и способы получения и переработки информации. Школьная библиотека является непосредственным участником педагогического процесса. Она находится в его центре, объединяя учителей, обучающихся и их родителей. Сегодня в информационной образовательной среде школы меняется роль не только учителя и ученика, но и библиотекаря. Учитель становится консультантом, партнером ученика в процессе его обучения. Ученик приобретает навыки самообразования. А библиотекарь обеспечивает информационное сопровождение всех участников образовательной деятельности.
Совместная работа школы и библиотеки способствует выявлению и поддержке талантливых, обладающих творческими способностями школьников, расширению кругозора, воспитывает стремление к знаниям.
Таким образом, целью библиотеки становится формирование личности, способной к развитию, самореализации и социальной адаптации в обществе.
Ирина Чернявская:
— Скажу словами В. Удалова: «Библиотека — тихий дом души. Здесь жизнь в ином — духовном измерении. Страничный шелест — путь на пик вершин, с которых — лишь рукой до озарений».
Без библиотеки не может существовать ни одна школа. А школа — это место, где дети получают знания, источник знаний — книги, а книги — в библиотеке. Школьная библиотека — особый волшебный мир. Это центр общения, это место встреч. В этом добром мире, главное воспитать добрых детей. И привить им любовь к чтению. Вот главные задачи школьной библиотеки, на мой взгляд.
Ольга Жук:
— Согласна со своими коллегами. Специфика работы школьной библиотеки заключается в основном в работе с детьми. Школьная библиотека должна выполнять одну из главных задач — привлекать к чтению подрастающее поколение. Поэтому, например, на базе нашей школьной библиотеки работает кружок «Юный библиотекарь» для учащихся 1-х классов. Уже с первых жней ребенка в школе мы привлекаем их чтению, формируем любовь к книге.
— Каковы предпочтения сегодняшних читателей?
Людмила Юращик:
— Сегодня издается и переиздается огромное количество детских книг, среди которых много качественной литературы, в том числе переведенной с иностранных языков. Дети, особенно маленькие, в первую очередь, реагируют на оформление книжки: чем она ярче и красочнее, тем быстрее ребенок обратит на нее внимание. Наши читатели любят произведения о животных, о детях, приключения, фантастику.
Ольга Жук:
— По моим наблюдениям, учащиеся старших классов предпочитают познавательную литературу, в подростковом возрасте предпочтения отдаются фантастике, приключенческой литературе. Младшие школьники выбирают книги красивые, яркие.
Ирина Чернявская:
— Конечно, предпочтения читателей библиотеки меняются, и это естественно. Ребята любят почитать детективы и переключения, энциклопедические издания. Но всегда остаётся актуальна сказка. Большинство ребят приходит за программной литературой. А девочки из 1 класса заходят в библиотеку просто, чтобы поиграть в библиотекаря и читателя.
— Каким должен быть школьный библиотекарь?
Ирина Чернявская:
— Самый главный человек в библиотеке, конечно, — библиотекарь. Доброжелательность библиотекаря к читателям, его готовность ответить на любой вопрос, найти любую литературу или информацию — залог добрых и доверительных отношений. Библиотекарь должен стать для ребят другом, интересным собеседником, проводником в мир сказок и весёлых приключений. Он должен уметь слушать ребёнка.
Ольга Жук:
— Школьный библиотекарь должен быть профессионалом своего дела. Любить детей. Любить свою работу.
Людмила Юращик:
— Школьный библиотекарь – это не просто библиотекарь, но и педагог, и психолог, и режиссер, и артист. Один человек должен «играть» множество ролей, потому что с детьми нужно работать иначе, нежели со взрослыми. С ребенком важно найти общий язык, заинтересоваться им как личностью и суметь заинтересовать его книгой — и тогда он снова и снова придет в библиотеку.
— К Вам в библиотеку приходят не только за книгами. Расскажите о мероприятиях, которые Вы проводите.
Ольга Жук:
— Уже традицией в нашей школе стала конкурсная программа «Мама, папа, я — читающая семья», литературный праздник «В гостях у сказки», познавательные часы «Все профессии нужны, все профессии важны». Каждый год проводятся библиотечные журфиксы. На базе школьной библиотеки издаётся журнал «Школьный меридиан».
Ирина Чернявская:
— В библиотеке проходит ряд мероприятий. Особенно хочется отметить мероприятия, проводимые совместно с клубом «Семейный очаг» (руководитель Гирдюк Н. В): «Папа, мама и я — читающая семья». Это игровая программа для детей и родителей. Также всегда с большим интересом проходят мероприятия на Неделе детской книги — например, «Городок читающих детей» — игры по станциям, где на каждой станции ребята должны выполнить задания и ответить на вопросы книжной викторины. Всегда интересны акция «Первый читатель нового года», конкурс «Самый читающий класс».
Людмила Юращик:
— Работа школьного библиотекаря заключается не только в выдаче и приеме учебников и художественных книг. Также проводятся и мероприятия. Приведу примеры некоторых из них: «Библиотечные уроки», «Библиотечный урок-экскурсия», книжные обзоры: «Внимание! Новинки книжного мира». Постоянно появляются идеи новых акций и мероприятий. Наиболее ярко и разнообразно проходит Неделя детской книги. В рамках Недели проводятся разнообразные конкурсы «Рисуем читая», «Мой любимый литературный герой», «Умники и умницы», конкурс на лучшую стенгазету о книге, конкурс рекламы о книге и чтении, конкурс на лучшего издателя книги. Учащиеся первой ступени общего среднего образования встречаются с любимыми сказочными героями. Дети с удовольствием инсценируют свои любимые сказки. Для библиотекарей Неделя детской и юношеской книги — это всего лишь один из моментов, пусть очень яркий, постоянной работы по популяризации книги. А для детей — это праздник. Потому что в центре внимания Недели — книга и её читатель, где проявляется творчество, фантазия и способности детей.
Школьная библиотека — не только храм книг, но и важный культурно-просветительский центр, проводящий большую и плодотворную работу по различным направлениям. Здесь приоритетными являются эстетическое, краеведческое, экологическое, патриотическое и нравственное направления.
Одно из направлений работы — патриотическое воспитание, которое помогает повысить интерес к историческому и культурному наследию нашей Родины, воспитать патриотизм и сопричастность к истории Отечества.
Хочется верить, что наши мероприятия учат детей думать, сопереживать, откликаться сердцем, разумом на чужую боль или радость. И сегодня как никогда становятся актуальными и даже в какой-то мере путеводными слова академика Д. С. Лихачева: «Пока жива библиотека — жив народ, умрет она — умрет наше прошлое и будущее».
— Сколько лет Вы посвятили работе библиотекарем?
Людмила Юращик:
— Своей любимой профессии я посвятила 14 лет. За это время я поняла, что библиотекарь — это многофункциональная профессия. Он и психолог, и учитель, и наставник, а в некоторых случаях и «мама».
Ирина Чернявская:
— Я работаю в школьной библиотеке 2-й год. 11 лет проработала в городской библиотеке.
Ольга Жук:
— В школьной библиотеке я работаю уже 21 год. Работу свою очень люблю. Я горжусь своей профессией.
— Чтобы выбрать эту профессию, нужно, наверное, очень любить читать. Любовь к книгам у Вас с детства?
Ольга Жук:
— Любовь к чтению мне привила моя двоюродная бабушка, Римашевская Виктория Иосифовна. Она была учителем русского языка и литературы, затем завучем и директором ГУО «Средняя школа №1 г.Несвижа». Она была замечательным педагогом, заслуженным учителем БССР.
Людмила Юращик:
— Да. Читать я очень люблю. С самого раннего детства любовь к книге привила моя старшая сестра Ольга, одна из Ваших сегодняшних собеседниц. Ольга работала библиотекарем Сейловичской сельской библиотеки. Она брала меня на работу и читала мне сказки Ш. Перро, Братьев Гримм, В.Гауфа и, конечно, русские народные сказки.
Сестрёнка моя в библиотеке,
Работала несколько лет.
И я прибегала девчушкой,
Чтоб окунуться в сказочный свет.
Профессий есть много на свете,
Я выбрала верный свой путь:
Работаю в библиотеке
И не жалею об этом ничуть.
Первая книга, которую я прочла самостоятельно, — это, конечно же, книга моего детства, сказка «Аленький цветочек». Эта сказка — моя первая тропинка во взрослую жизнь. Все прекрасные, добрые, таинственные «жили-были…» так нравились мне! Но эта книга поставила передо мной какие-то очень сложные взрослые вопросы, на которые я тогда никак не могла дать ответа. Она, как и другие сказки, тоже имела счастливый конец, но к этому счастью лежал такой трудный и страшный путь.
Ирина Чернявская:
— Как настоящий библиотекарь, я любила читать с детства. Да в то время мы все читали в библиотеке. И моя мама брала себе книги, а я их читала. Отдаю предпочтение исторической литературе. Но у меня есть традиция. Каждый год 1 мая я перечитываю книгу М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Читаю, смакую и восхищаюсь.
Сейчас открыла для себя С. Климковича, белорусского писателя, он пишет и для детей и для взрослых. Очень интересные произведения.
— Какие книги Вы порекомендовали бы прочитать молодым людям?
Людмила Юращик:
Я бы хотела, чтобы наше молодое поколение читало книги патриотической направленности. Эти книги учат быть гуманными, добрыми, честными, жить по совести и уму.
Ольга Жук:
— Мне хочется, чтобы наше молодое поколение читало больше классической литературы. Как сказал А. Джигарханян, «если хочешь понять, что у тебя творится в голове, в сердце, — читай и слушай классиков».
— Чтобы вы пожелали своим коллегам?
Людмила Юращик:
— Поздравляю всех школьных библиотекарей с профессиональным праздником. Здоровья всем нам, мира, добра, гармонии и душевного тепла.
Ирина Чернявская:
— Накануне дня школьных библиотек хочется пожелать коллегам, конечно же, здоровья, вдохновения, оптимизма и благодарных читателей.
И никогда не терять связь с читателем.
Ольга Жук:
— Хочется поздравить всех школьных библиотекарей. Здоровья всем! Любите свою профессию, ведь как сказал Рэй Брэдбери, «нет никакой пользы идти в школу, если твоей конечной целью не является Библиотека».