Идя в магазин или на рынок, мы приобретаем товар и на месте оплачиваем его. Пользуясь электроэнергией, производим расчет за нее по факту. Но зачастую, недобросовестные абоненты не возмещают расходы за благо цивилизации в срок, тем самым нарушают условия договора и попадают в разряд «должников». Чтобы не оказаться в данной категории, мы попросили помочь разобраться с некоторыми аспектами инженера абонентской службы Несвижского производственного сбытового участка «Энергосбыт» Минского РУП «Минскэнерго» Светлану Демченко.
— Светлана Николаевна, разъясните нашим читателям, что является задолженностью за потребленную электроэнергию?
— Задолженностью считается неоплата потребленной в расчетном периоде электрической энергии до 26-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если иное не предусмотрено законодательством.
При неоплате задолженности за потребленную электрическую энергию до конца месяца, следующего за расчетным периодом, ее погашение производится по тарифу, действующему на день оплаты такой задолженности.
— Каков порядок расчетов за потребленную электроэнергию?
— Граждане обязаны производить оплату потребленной электрической энергии ежемесячно не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, путем внесения денежных средств на текущий (расчетный) банковский счет энергоснабжающей организации.
Расчетный период, как правило, составляет 1 месяц, если иное не оговорено договором электроснабжения.
Количество фактически потребленной электроэнергии за расчетный месяц определяется как разница между показаниями электросчетчика на 1-е число расчетного и 1-е число последующего месяцев.
Специфика расчетов с населением за потребленную электроэнергию состоит в том, что энергоснабжающая организация не располагает данными о ежемесячном фактическом электропотреблении каждого абонента. Поэтому ответственность за правильный своевременный съем показаний электросчетчика лежит на потребителе. Контролеры филиала «Энергосбыт» при плановых обходах, совершаемых с периодичностью 1-2 раза в год, сверяют правильность произведенных гражданами платежей с показаниями приборов учета. Поэтому энергоснабжающая организация не направляет бытовым абонентам квитанции на оплату, как это происходит при начислении платежей за другие жилищно-коммунальные услуги. Платежным документом является предоставление в АИС «Расчет» «электронной базы плательщиков» с указанием последних оплаченных показаний приборов учета и действующих тарифов для оплаты гражданами потребленной энергии. Такая база данных фактически передается не позднее 10 числа месяца.
— Каким образом производится формирование «электронной базы плательщиков»?
— На каждого бытового абонента открыт лицевой счет, в котором имеется информация, влияющая на порядок расчетов: территориальная привязка, наличие и тип плиты для пищеприготовления, наличие льгот, наличие либо отсутствие зарегистрированных в жилом помещении граждан, предельные нормативы электропотребления, а так же основания для не применения этих нормативов и прочее. В зависимости от имеющейся информации к абоненту применяется тот или иной алгоритм расчетов за потребляемую электроэнергию, который заложен в передаваемой в АИС «Расчет» базе данных.
Для правильной оплаты потребленной электрической энергии абонент должен снять показание прибора учета 1 числа месяца и после обновления «электронной базы данных» (после 10 числа месяца) внести эти показания при оплате посредством АИС «Расчет» в диалоговое окно инфокиоска при использовании Интернет-банкинга, либо сообщить его при производстве платежа оператору банка, почты. Сумма, подлежащая оплате, будет рассчитана автоматически.
— Благодарим за подробные разъяснения.
«НН».