В течение 2017 года на предприятиях (организациях) Республики Беларусь при эксплуатации грузоподъемных кранов произошло 3 несчастных случая и 1 авария, подлежащие учету в Госпромнадзоре.
12.01.2017 на ОАО «Мостовдрев» (Гродненская область, г. Мосты) при проведении работ по разбору штабелей с лесоматериалом и подачи их на сортировочный стол с использованием консольно-козлового крана ККС-10, вследствие соскальзывания стропа с бревна в пачке, навальщик-свальщик лесоматериалов (стропальщик) получил тяжелую травму ноги.
Причинами несчастного случая явились нарушения технологических регламентов по укладке и разборке штабелей, а также нарушения требований промышленной безопасности при строповке пачки бревен.
11.07.2017 в г. Минске на строительном объекте «Экспериментальный многофункциональный комплекс «Минск-Мир», 1-я очередь строительства, жилые дома по г/п № 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, жилой дом по г/п № 2.6», при перемещении башенным краном ВСТ-140 (принадлежащим ЗАО «Инсервисстрой) над монтажным горизонтом 4-го этажа строящегося объекта металлических закладных для плит перекрытия, подвешенных на крюк крана с использованием канатных строп, произошло падение башенного крана ВСТ-140 в сторону противовеса по причине разрушения анкерной группы крепления башни крана к бетонному фундаменту (надземной части). В результате аварии тяжело травмирован машинист башенного крана.
25.07.2017 на строительном объекте «Реконструкция бывшей школы под здание многофункциональное по ул. Кленковская в г. Гомель» в результате действий крановщика стрела автомобильного крана оказалась на недопустимом расстоянии от воздушной линии электропередачи. Находившийся в непосредственной близости от крана (предположительно с целью осуществить строповку груза) директор ЧПУП «Эльдорадо» был смертельно поражен электрическим током из-за пробоя воздушного промежутка между линией электропередачи и металлоконструкцией крана.
Причины возникновения чрезвычайного происшествия: нарушение требований безопасности при производстве работ стреловым самоходным краном на расстоянии менее 30 м от воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением.
Анализ материалов специальных расследований несчастных случаев и аварий показывает, что происшествия, как правило, являются следствием низкой производственной, технологической дисциплины и несоблюдения требований охраны труда машинистами кранов и стропальщиками, бесконтрольности со стороны лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов.
Валерий ПЛЕСКЕВИЧ.
главный государственный инспектор отдела надзора Минского областного управления Госпромнадзора.