За период 2005 — 1 кв. 2016 года с участием грузоподъемных кранов в Беларуси произошло 105 (69 % от общего количества) несчастных случаев, из них со смертельным исходом 39 (40 %), аварий — 25 (43 %).
Анализ материалов расследований несчастных случаев, аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов, показывает, что причины большинства из них носят организационный характер. К управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов в качестве крановщиков и стропальщиков допускается персонал, не имеющий соответствующей выполняемой работе квалификации. Специалистами, отвечающими за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии и безопасные условия их эксплуатации, назначают работников, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности. Должностные лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, не выполняют обязанностей по организации ведения работ в соответствии с технологическими регламентами, по обеспечению контроля выполнения крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и технологических регламентов. Машинисты кранов нарушают требования безопасности в части осуществления работы крана при отсутствии схем строповки грузов, при нахождении людей в опасной зоне работы кранов (в кузове автомашины, между перемещаемым грузом и оборудованием), при строповке грузов работником, не имеющим удостоверения стропальщика.
Например, в июне 2016 года во время выполнения работ по перемещению бетонной плиты на территории базы ООО «Строймонтаж», расположенной в д. Остров Пуховичского района, стропальщику были причинены телесные повреждения в виде травматического разможжения левой стопы с ампутацией дистальной части, которые носят признаки тяжких телесных повреждений. Как это случилось? Машинист автомобильного крана и стропальщик получили задание от диспетчера на производство погрузочно-разгрузочных работ для ЗАО «Струнные технологии» на базе ООО «Строймонтаж». Кран находился в технически исправном состоянии, машинист крана был трезвым (проходил предрейсовый медосмотр, о чем свидетельствует отметка в путевом листе). Но машинист крана задание от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, на перемещение плит не получал, самовольно начал погрузку бетонных плит на автомобиль, при горизонтальном перемещении не поднял груз на 500 мм выше встречающихся по пути предметов (борт автомобиля), строповка груза производилась с нарушением схемы строповки, применялись грузозахватные приспособления, не соответствующие характеру поднимаемого груза (по длине и грузоподъемности). Строповка груза производилась с нарушением схемы строповки, указанной в технологической карте: строповка плиты была проведена за две ветви канатного стропа 4СК, под второй конец плиты потерпевший подвел канатные стропы УСК и застропил за две остальные ветви. Во время подъема плита находилась в наклонном положении. При соскальзывании плиты от удара о центральную стойку прицепа потерпевший стропольщик вместо того, чтобы покинуть зону работы крана попытался достать багор, находившийся в опасной зоне, чтобы им поправить соскальзывающие канатные стропы, не подав немедленно сигнал крановщику опустить груз и лишь после того, как груз будет опущен, поправить обвязку или его крепление. Стропольщик оказался в опасной зоне при производстве погрузочно-разгрузочных работ, чем нарушил требования по охране труда, что привело к несчастному случаю.
Выводы: технических причин несчастного случая не выявлено, обслуживающим персоналом (машинист крана и стропальщик) грубо нарушены соблюдения требований Правил и производственных инструкций.
Михаил ГОНЧАРИК,
старший государственный инспектор отдела надзора Минского областного управления Госпромнадзора.