Основной причиной гибели людей на дорогах остаются наезды на пешеходов, в том числе необозначенных в темное время суток светоотражающими элементами (СВЭ) и лежащих на проезжей части дороги.
Только в декабре 2016 года и за 3 дня 2017 года на дорогах республики в ДТП погибли 60 человек, из которых 42 — пешеходы, что составляет 70 % от общего количества погибших.
Наибольшее количество пешеходов в результате ДТП погибло в Минской области (10), Гомельской (9) и Могилевской (7) областях.
Отделение ГАИ Несвижского РОВД постоянно проводит мероприятия, целью которых является снижение количества ДТП с участием пешеходов и велосипедистов, напоминает населению об использовании световозвращающих элементов, пропагандирует безопасность дорожного движения, разъясняя законодательство и правовые нормы, регламентирующие поведение участников дорожного движения.
Какие профилактические меры предпринимаются в Несвиж-ском районе в связи с безопасностью людей на дорогах, сообщил старший инспектор ДПС ОГАИ Несвижского РОВД капитан милиции И.И. ЖИБУРТ.
— Иван Иванович, какие профилактические меры для снижения ДТП с участием пешеходов и велосипедистов предпринимаются в нашем районе?
— В ходе профилактических мероприятий проводятся обследования улично-дорожной сети, принимаются меры по совершенствованию организации дорожного движения, в том числе в местах концентрации ДТП с участием пешеходов, производится установка дорожных ограждений, с целью обеспечения безопасности дорожного движения. Также акцентируется внимание на необходимость предупреждения выявления нарушений, как со стороны пешеходов, велосипедистов, так и водителей транспортных средств, допускающих нарушение правил проезда пешеходных переходов. Особое внимание уделяется наличию световозвращающих элементов у пешеходов, особенно в темное время суток.
По статистике, наезды на пешеходов остаются преобладающим видом ДТП. Для предупреждения таких дорожно-транспортных происшествий регулярно проводятся профилактические акты и рейды. Вблизи мест массового движения пешеходов сотрудники ГАИ несение службы осуществляют с членами добровольных дружин, других общественных формирований.
— В какое время года отмечается наибольший уровень пешеходного травматизма?
— Это осенне-зимний период. Доля аварий с участием пешеходов достигает 60-70 % от всех ДТП. Обусловлено это тем, что это сезон короткого светового дня. При движении в темноте по неосвещенным дорогам водитель видит только ту часть дороги, которая освещена фарами автомобиля. При этом восприятие глазом световых контрастов становится хуже, чем при дневном свете, и труднее заметить пешеходов и гужевой транспорт. Уже в ранних сумерках отчетливо видимые днем предметы блекнут, а после захода солнца становятся едва различимыми. А в условиях тумана или моросящего дождя невыразительная фигура человека полностью сливается с темнотой, и водителю становится практически невидимой.
— Какие ошибки допускают пешеходы, рискуя жизнью?
— Ситуация усложняется тем, что пешеходы, как правило, думают, что тот, кто за рулем, их уже заметил. Госавтоинспекция провела следственный эксперимент и было установлено, что в темноте из салона автомобиля при ближнем свете фар человек в темной одежде различим лишь на расстоянии 25-30 метров. При скорости 60 км в час за 1 секунду автомобиль проезжает около 17 м. За это время водитель успевает только сообразить, что или кто перед ним. Затормозить или удачно сманеврировать не всегда возможно. Причины разные — из-за скорости, состояния дорожного покрытия, наличия других препятствий. Поэтому и возникает существенная необходимость сделать пешеходов, велосипедистов, гужевые повозки, коляски как можно более заметными. Для этого используются светоотражающие аксессуары (значки, подвески, ленты).
— Какие места вызывают наибольшую озабоченность в плане опасности?
— Наезды случаются в различных местах. Так, в зоне остановки общественного транспорта признаком опасности является стоящий или подъезжающий транспорт.
Опасность на пешеходном переходе может усугубляться ограниченным обзором, скоплением пешеходов, среди которых один окажется нетерпеливым. Приближаясь к пешеходному переходу, водителю нужно до минимума снизить скорость и дать возможность людям покинуть проезжую часть.
В Несвиже, как и в других городах, остаются проблемой наезды на пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах. Несмотря на то, что при этом очевидна вина водителей, которые нарушают требования правил проезда нерегулируемых пешеходных переходов, усматривается и личная беспечность пешеходов.
Пешеход должен действовать на дороге предельно осмотрительно. Несмотря на то, что на «зебре» он имеет преимущество перед транспортными средствами, каждый из них обязан убедиться в безопасности выхода на проезжую часть дороги.
Имея преимущество, пешеход обязан быть предельно внимательным, осторожным, не отвлекаться (например, на пользование телефоном) при переходе проезжей части и своими действиями не создавать препятствия для движения транспорта. Важно, чтобы пешеходы соблюдали обязанность, прописанную в Правилах: при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом и двигаться (при отсутствии тротуара) навстречу транспортному средству. Водители будут только благодарны пешеходам, которые приняли меры безопасности.
Отдельно хотелось бы обратиться к родителям: позаботьтесь о безопасности ваших детей! Проверьте, есть ли у ребенка на ранце или куртке световозвращающий значок (хорошо, если их будет несколько)! Еще и еще раз напоминайте детям о Правилах безопасного поведения на дороге.
— Напомните еще раз об обязанностях водителям.
—Уважаемые водители! При подъезде к пешеходному переходу снизьте скорость, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам. Если перед пешеходным переходом автомобиль остановился, стоит или замедлил движение, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам в попутном направлении, должны снизить скорость и, при наличии пешеходов, уступить им дорогу.
— В группу риска на дорогах вместе с пешеходами попадают и велосипедисты. Какие требования к этим участникам дорожного движения?
— Велосипедистам необходимо оборудовать свои велосипеды фарами (фонарями), излучающими спереди белый свет, сзади — красный, и помнить, что по проезжей части дороги велосипедисту можно двигаться не далее 1 метра от ее правого края. В настоящее время ответственность за нарушение правил дорожного движения пешеходов, лиц, управляющих велосипедом, гужевой повозкой и иных участников движения стала более серьезной.
— Расскажите о штрафных санкциях, применяемых к пешеходам.
— В отношении пешехода, который в темное время суток движется по проезжей части, не обозначив себя фликером, применяются штрафные санкции в размере от 1 до 3 базовых величин. Если нарушение им Правил дорожного движения повлекло создание аварийной ситуации, то размер штрафа составляет от 3 до 8 базовых величин. От 3 до 5 базовых величин штрафуется пешеход, если он находится на дороге в состоянии алкогольного опьянения. В случае, если нарушение ПДД повлекло причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, виновный подвергается штрафу от 5 до 20 базовых величин.
Но участникам дорожного движения нужно помнить, что даже самый большой размер штрафа несоизмерим с человеческой жизнью. Берегите себя и будьте взаимовежливы на дороге!
Госавтоинспекция призывает граждан сообщать по телефону 102 о фактах нахождения на проезжей части в состоянии опьянения, сидящих, лежащих на дороге граждан.
«НН».