«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»
Б. Шоу.
В прошлом месяце, 16 ноября, отмечался Международный день толерантности, праздник терпимости и понимания. Но, согласитесь, что по большому счету таким должен быть каждый день нашей жизни. Но, как правило, тема одиноких или оставленных пожилых людей начинает по-настоящему волновать нас только тогда, когда, перешагнув определенный возраст-ной этап, мы осознаем, в силу социальной зрелости, что через пару шагов и мы переступим порог в свою старость.
Находясь с отцами волонтерского отряда «Сердечко» в отделении социальных коек в Городейской больнице и глядя на пациентов, мы думали: почему так случилось?!
Кто-то из пациентов напоминает главную героиню рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма» Екатерину Ивановну, которой пришлось испытать одиночество, несмотря на то, что у нее есть дочь Настя. Кто-то — героя повести «Станционный смотритель» Самсона Вырина, который был оставлен дочерью, поехавшей вслед за любимым. А кто-то — и героя «Мертвых душ» Н. В. Гоголя Плюшкина, который сам отстранил от себя своих детей.
Разные люди! Разные судьбы! Но за каждым из них — личная трагедия по имени «Дети без памяти».
Как же нам, родителям, не оказаться за чертой жизни своих повзрослевших детей? Когда я сказала нашим папам, что определенная степень вины у пациентов отделения лежит на них самих, потому что, возможно, они чего-то недодали своим детям, папа Максима и Вероники Сачук, Дмитрий Владимирович, корректно дополнил меня: «или передали»! И мы единодушно с ним согласились.
Дорогие мамы и папы, как часто приходится наблюдать картину детского эмоционального шантажа, самого примитивного и болезненного вида манипуляции! Примитивного, потому что заплакать, например, проще всего, особенно от жалости к себе, несчастному. Дети прибегают к эмоциональному шантажу довольно часто. Носит это примерно следующие формы: истерика, заявления типа «ты меня не любишь!», угрозы неприятностями «уйду из дома» или «выпрыгну из окна», демонстративное огорчение и подавленность: «эх-х-х (и так на протяжении часа), у меня никогда не будет этой красивой машинки», невыполнимые обещания, а также лесть, подхалимаж или агрессия, если вы не уступаете в требованиях. Такие дети всё время ждут, что вы им уступите, так как считают, что у них есть на это «исключительное право».
По-разному реагируете и вы — кто-то не стесняется в выражениях и действиях, а кто-то тихонько, не сопротивляясь, выполняет условия маленького шантажиста.
Как же бороться с эмоциональным шантажом?
Уважаемые родители, в первую очередь в своих диалогах с ребенком не манипулируйте ими, а договаривайтесь открыто и ясно. В процессе установления этих договоренностей соблюдайте условия. Если пару раз ребенок не уберет игрушки, потому что мама не выдержала его слез, то игрушки мама очень долго будет убирать сама. Во всех подобных ситуациях сохраняйте спокойствие и рассудительность. Рассердившись, вы наговорите неприятных вещей ребенку, у вас возникнет чувство вины, и, чтобы его как-то снизить, вы пойдете на уступки. Ну, разве этого вы хотели?! В пик конфликта можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы снизить внутреннее напряжение. Возьмите паузу. Не реагируйте сразу, не торопитесь с ответом. Избегайте односложных «да» и «нет». Ваше «я сказала «нет»» вызовет новую волну слез, а вам это совершенно не нужно. Лучше сказать что-то неопределенное: «Я тебя услышала, мой хороший». Ни в коем случае не отвечайте угрозой на угрозу и даже фразу «ты меня не любишь» поверните в свою пользу: «именно потому, что я тебя люблю…» Покажите, что угрозы не срабатывают. Не бойтесь угроз и конфликтов, держите нейтралитет. Этим вы научите ребенка добиваться своего «несиловым» способом. Одна моя знакомая поделилась со мной своим опытом, когда ее сынуля полдороги до дома «истерил», плакал крупными слезами и кричал: «Мама, ну купи мне машинку!» Она спокойно шла впереди него, улыбаясь и тихо увещевая его тем, что люди на него смотрят. В конце концов слезы стихли, а еще через пару минут он сказал: «Ну ладно. Мы в следующий раз купим, очень красивую».
Убеждена, именно с правильного решения этого вопроса начинается путь навстречу нашей счастливой старости.
Ольга ПУЛЯК,
заведующий ГУО «Ясли-сад №4
г. Несвижа «Кораблик детства».